Достопримечательности Московского района Санкт-Петербурга

Московский район в Санкт-Петербурге считают южными воротами Северной столицы. К тому же, он и в числе самых крупных, а также «дорогих».
Именно здесь производят больше половины всей промышленной продукции города, в большинстве своем, машиностроения и пищевой промышленности. Здесь отлично развитая система грузо- и пассажироперевозок.
С Московским районом тесно связана история Петербурга. Это и Московская застава, и Царскосельская дорога с селениями: Большое и Подгорное Пулково, Большое Кульмино, Каменка.

 

Год 1919-ый для района значим уже тем, что на карте города появилась самостоятельная административно-территориальная единица – Московский район, а с 1965-го сформировались его современные границы.
Исторические сведения

Тогда в 1919-м район был небольшим, а значимость его определялась тем, что он открывал въезд в город с южной стороны. Название свое он получил от одной из застав города, которая образовалась в месте, где пересекались Царскосельский тракт и Лиговский канал (позднее засыпанный) и ничего особенного из себя не представляла. Но так было лишь до поры, когда в 1832-м на ее месте не появились Триумфальные ворота, как память победных войн. А площадь, разбитая вокруг, стала как раз форпостом въезда в Санкт-Петербург. Само предназначение района заложено было уже при «рождении». Более того, оно осталось таковым и сегодня.

 

Район менял очертания с началом советского строительства. Засыпали Лиговский канал – он стал проспектом. Застраивался и расширялся район. А сам Московский проспект стал парадной магистралью города.

 

А теперь остановимся на истории Московского проспекта. Он, безусловно, является главной достопримечательностью района.

 

Царскосельский Имперский тракт – именно так громко величался он в веке XVIII-ом. И задумывался, и постоянно использовался как парадный въезд-выезд из южной части Петербурга, который строился и расширялся. Городу нужны были немалые ресурсы и продукты. Так что, на начало XIX столетия пришлась реконструкция проспекта. В течение целых семнадцати лет, до 1834 года включительно, он ширился и выравнивался, пока не превратился в первое в России шоссе от Санкт-Петербурга до Москвы и в главную дорогу к Царскому Селу. Сегодня она воспринимается многими в качестве лучшего образца застройки стиля «сталинский ампир».

 

Проспект стал главной достопримечательностью района, а также своеобразной осью, вокруг которой появлялись села с деревнями, которые со временем поглощал Московский район. Только с запуском железной дороги до российской столицы, роль проспекта стала уже не столь значимой.
Современный Московский проспект протянулся на 9,5 км. И он по сей день остается той самой главной трассой, по которой в Санкт-Петербург прибывают именитые гости из-за рубежа, главы Российской Федерации и ее регионов, самые рядовые граждане. Потому что именно в этом районе находится аэропорт Пулково.

 

Кстати, Московский район можно считать причастным к рождению русской авиации. Более ста лет назад с аэродрома, что находился на территории современного Парка авиаторов, поднялся в воздух известный гидроплан «Илья Муромец». Именно здесь был опробован и самый крупный аэроплан в мире под названием «Русский витязь».

Достопримечательности района, достойные внимания
Практически каждый район Северной столицы может гордиться известными историческими объектами: памятниками, музеями, еще чем-то. Московский район в этом схож с остальными.

 

В Московском районе Петербурга непостижимым образом соседствуют и не мешают друг другу здания, которым более двухсот лет, и архитектурные сооружения, возведенные в советский период.

 

Среди самых старейших архитектурных достопримечательностей района замечательные памятники эпохи правления Екатерины Великой Чесменская церковь (иначе говоря, церковь Иоана Предтечи) и Чесменский дворец. Они восхищали изяществом и оригинальностью тогда, и вызывают те же эмоции сегодня. Так императрица пожелала воздать честь военным победам своего фаворита Григория Потемкина в морском походе на турков и Чесменской битве. Этот архитектурный ансамбль вы найдете на улице Ленсовета.
В первой половине XIX столетия сооружен на Царскосельской дороге Новодевичий Воскресенский монастырь. А Новодевичьему кладбищу суждено сбыло встать в рад с крупнейшими некрополями Петербурга. Здесь погребены Некрасов, Врубель, Тютчев, Боткин. Еще немало известных имен можно встретить, бродя среди могил и кладбищенской тишины.
Многие достопримечательности Московского района связаны с боевой воинской славой.

 

Триумфальные ворота.
Между прочим, огромная арка из камня должна была появиться еще в веке XVIIIом. Но лишь в начале XIX-го приступили к реализации этих планов. Только вот, вместо планируемой арки на границе города поднялось величественное, поражающее воображение, сооружение. Кстати, непросто было выбрать для него место. Сам Николай I производил осмотр макета в натуральную величину. И только с его одобрением начало работ по возведению столь грандиозного памятника победы русского оружия стало возможным. Ворота отлили из меди и чугуна. Постарались рабочие Литейного завода. Памятник был официально открыт в октябре 1838 года и ознаменовал собой победы, одержанные Россией в войнах с Турцией и Персией.

 

Их разбирали в тридцатые и вновь восстановили к началу шестидесятых. Современные Триумфальные ворота собраны из чугуна. Когда-то перед ними была площадь с металлической оградой полукругом. Караульные будки занимали свои места с обеих сторон колоннады.

 

Они служили самой первой заставой (рогаткой) по пути к Москве. Здесь проверялись подорожные у каждого проезжавшего, а заодно и сборы взимались.

 

Парк Победы
Здесь стоит прогуляться. Его заложили в 1945-ом, в октябре. Чтобы навсегда сохранить память потомков о Великой Победе всего советского народа и каждого человека в отдельности во Второй Мировой.
Этот парк должен был стать настоящим символом ленинградского сопротивления и одновременно мемориалом-памятником жертвам блокады.
За пропилеями главного входа фонтан, самый большой в Ленинграде, и Аллея Героев с бюстами прославивших свои имена уроженцев города по обе стороны.

 

В войну на этой территории стоял кирпичный завод. Ему суждено было стать крематорием для погибших в блокаду воинов и горожан.
И хоть парк не стал мемориалом, как площадь Победы, но его любят горожане. Парк стал для них популярным местом отдыха. Здесь работают аттракционы, зимой – каток, а летом – желающие катаются на лодках.

 

Площадь Победы
Сама площадь – это место, где пересекаются шесть улиц. Это и Южные ворота города. С ними рядом когда-то находилась еще одна рогатка города и столб, который указывал направление трех дорог. Первая – на Петербург, вторая – на Царское Село и Москву, а третья – на Петергоф и Варшаву. Было время, когда здесь стоял путевой Дворец. Он был сначала деревянным, потом перестроен в каменный, а позже, и вовсе, снесен.

 

Еще не прогремели победные салюты, а уже появилась идея отдать дань подвигу ленинградцев в блокадные 900 дней и возвести памятник. Лишь через двадцать лет ей суждено было осуществиться.

В 1962-м, когда площадь получила свое нынешнее название, было принято решение, что монумент, посвященный защитникам города, будет стоять именно здесь, а открытие его наметили на год празднования тридцатилетия Великой Победы. Работы были начаты только в 1974-ом. Тысячи жителей города, стали реальными помощниками в строительстве. Желающие помочь приезжали и из других городов. И если бы не участие добровольцев, планы бы снова остались невыполненными.

Но 9 мая 1975 года открытие наземной части мемориала состоялось.
Это гранитный обелиск высотой 48 метров, как символ торжества Победы самой кровопролитной войны.

 

Это «Победители» — именно такое название получили солдат и рабочий, чьи скульптуры послужили отражением единства фронта и города.

 

Это «Литейщики», «Ополченцы», «Окопницы», «Летчики», «Снайперы» — скульптурные композиции, олицетворявшие тех, без кого город бы не выстоял.
Это и памятный зал «Блокада» с его символическим разорванным кольцом в 124 метра и с бронзовой скульптурной группой «Блокада».

 

Только через три года открылась подземная часть. Никто не в состоянии оставаться равнодушным в окружении девятисот светильников и под звуки метронома, отсчитывающего страшные часы, минуты, секунды.

 

У Московского района богатая история. Здесь всегда много гостей города. Потому что места эти действительно притягательные. Здесь так много связано историей, близкой каждой российской семье. Здесь вы непременно почувствуете себя гостем Ленинграда, который пережил блокаду в девятьсот дней. Здесь испытаете гордость за тех, кто выстоял, и боль за тех, кто не дожил до Победы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика