57 интересных фактов о комедии «Ревизор»

Бессмертная комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», является одной из самых неоднозначных работ писателя. Случай, неоднократно случавшийся в государстве, смело и с иронией обыгран и представлен в пяти действиях. Пьеса, написанная всего за два месяца, столько раз переписывалась и дополнялась, имела огромный успех, а также волну негодования и непонимания. Овеянная мистикой и тайнами, как и многие произведения Гоголя, пьеса «Ревизор» имеет множество интересных фактов и загадок, с которыми может ознакомиться каждый любитель творчества писателя.

1. Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» основана на реальных событиях.

2. В основу сюжета пьесы легла история, рассказанная Гоголю его хорошим другом Пушкиным.

3. Одной из необычных черт «Ревизора» стало отсутствие дополнительных сюжетных линий и завязка на центральном конфликте.

4. Впервые Гоголь зачитал свою комедию на светском приёме литераторов В. А Жуковского.

5. В произведении Гоголя нет ни одного положительного героя.

6. Сам Н. В. Гоголь написал пьесу с целью высмеять «всё дурное в России».

7. Целых три варианта издания вышли в продажу ещё при жизни самого писателя. Четвертое издание было напечатано спустя год после смерти Гоголя.

8. Сатирическая пьеса «Ревизор» пришлась на пору расцвета творчества писателя и создания Гоголем «Мёртвых душ», которые оставили свой след на пьесе.

9. Николай Васильевич потратил всего два месяца на написание «Ревизора», но редактирование произведения заняло около шести лет.

10. Писатель был разочарован первым спектаклем пьесы.

11. Несмотря на щепетильность темы произведения, все цензурные проверки «Ревизор» прошёл без осложнений.

12. Пьеса Гоголя имела копию, которая называлась «Настоящий ревизор» и вышла в тираж в том же году, что и оригинал.

13. Неоднозначный комментарий пьесе дали деятели театра, обозначив, что в ней «нет ни драмы, ни цели».

14. Первому редактированию пьесы послужила неправильная игра актёров театра, и, соответственно, непонимание замысла со стороны зрителей.

15. Многократные попытки Гоголя оставить идею с написанием комедии, останавливал Александр Сергеевич Пушкин, который и подарил писателю основную идею.

16. Существует версия о том, что именно Александр Сергеевич Пушкин начал писать «Ревизора», и отправил эту часть Гоголю на доработку в письмах. Официального подтверждения версия не имеет.

17. Николай I был против показа «Ревизора» в Питере, но В. А. Жуковскому, близкого ко двору, удалось переубедить императора и показ состоялся 1836 году в Александрийском театре.

18. Перед каждым показом Н. В. Гоголь составлял пояснительные записки, в которых кратко раскрывал суть произведения и описывал главных героев, и то, как их необходимо сыграть.

19. «Двойник» «Ревизора», написанный Д. Цициановым по приказу императора, не пользовался успехом, в то время как оригинал полюбился даже зарубежным читателям.

20. За подходящим случаем, похожим на «русский анекдот», который послужил бы идеей для написания произведения, Николай Васильевич неоднократно обращался к Пушкину со словами: «рука дрожит написать…комедию».

21. По приказу императора, лично присутствующего на премьере «Ревизор», по сюжету Гоголевской работы была заказана похожая, но с другим сюжетом (его обозначил самодержавец).

22. Есть забавная история о том, что роль одного из персонажей первой постановки досталась выпивающему работнику театра. Но ввиду того, что актёр являлся не трезвым на репетиции, Н. В. Гоголь убрал из пьесы всю часть с его персонажем.

23. У Н. В. Гоголя и его героя «Ревизора» Хлестакова есть сходство, — Гоголь так же любил похвастаться вещами, которые не делал на самом деле. Эту черту писателя отмечали его современники.

24. Есть сведения о том, что даже после одобрения императором Николаем I «Ревизора» на публикацию, писатель на какое-то время уезжал за границу из-за опасений за свою дальнейшую судьбу.

25. После премьеры Государь Николай I дал следующий комментарий пьесе: «Тут всем досталось, а более всего мне». Несмотря на, неодобрительное на первый взгляд, замечание, император постановкой остался доволен.

26. Элита и высшие слои общества были задеты, обнажающей их неблагочестивость пьесой, и выражали возмущение после показа.

27. Мало кто может заметить, но в комедии Н. В. Гоголя имеется целых две развязки. Одна читается в письме Хлестакова; а вторая – это непосредственно новость о настоящем ревизоре.

28. Николай Васильевич Гоголь без скромности заявлял, что «Ревизор» — «первое оригинальное произведение на нашей сцене».

29. Многие читатели, в частности литераторы и современники писателя, отмечали то, что Гоголь «передоверял» свои собственные мысли и убеждения героям своей комедии.

30. В 1860 году в Петербурге была поставлена пьеса, в которой принимали участие исключительно писатели и литераторы. Постановка была направлена на получение пособия обществом писателей и ученых.

31. Николай Васильевич всегда предавал смеху особые целительские и необъяснимые мистические свойства, этими же свойствами он наделил и свою комедию «Ревизор».

32. Задумывая «Развязку «Ревизора», как наиболее раскрытое завершение своей пьесы, писатель надеялся на то, что и «Ревизор», и «Развязка» отныне будут показываться и печататься как неразрывные части. Но этого не произошло.

33. Сама идея произведения не была новой для того времени. «Ревизору» предшествовали такие романы как «Неистовый Роланд» А. Ф. Вельтмана и «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», вышедшая ещё в 1827 году.

34. Многие литературные критики выражали негодование неправдоподобностью сюжета и персонажей, утверждая, что они слишком «комичны», что делает их абсолютно ненастоящими.

35. Первые показы «Ревизора» за рубежом состоялись в Париже, в ряде самых известных театров.

36. В комедии Н. В. Гоголя отсутствует сюжетная линия любовных драм, привычная для литературы того времени.

37. Примечательно, что предшествующие произведения с идеей сходной «Ревизору», не получили такой популярности. Зато пьеса Гоголя, стала шедевром русской литературы и пополнила Золотой фонд классики.

38. После премьеры Гоголь писал коллегам по цеху о том, что против него «восстали все сословия», так как он посмел «дерзнуть» заговорить в сатире о государственных служащих.

39. Многие известные критики отмечали, что успех «Ревизора» получен непосредственно благодаря чувству юмора писателя и его способности филигранно адаптировать под него «проблемы и пороки» общества и верхов.

40. Оказывается, в персидском переводе в пьесе у городничего нет жены, но имеется две дочери. Это связано с некоторыми религиозными убеждениями, недопустимыми в соответствии с сюжетом.

41. Многие критики, в том числе В. Белинский, дали высокую оценку комедии, отметив её «превосходство» и «целостность».

42. Многими исследователями было отмечено «богоотступничество» Н. В. Гоголя в своих произведениях. Они считали, что писатель делает это намеренно, дабы приобщиться к «другому» духовному источнику.

43. Самый пик популярности «Ревизора» в России пришёлся на послереволюционное время, так как критика власти царской России была в духе этого времени.

44. В 2009 году в одном из украинских городов был установлен бронзовый памятник И А. Хлестакова – главного героя «Ревизору». Это случилось как раз к двухсотлетнему юбилею Н. В. Гоголя.

45. В ответ на волну упрёков из-за отсутствия ключевого положительного героя, Гоголь говорил: «смех – главный положительный персонаж «Ревизора».

46. Во втором издании Николай Васильевич в первую очередь исправил сцены с Хлестаковым, вставив сцены разговоров о взятке.

47. Известно, что во время постановки пьесы в Азербайджане, все женские роли были исполнены мужчинами, так как в труппе не было актрис женщин.

48. Из воспоминаний некоторых актёров, которые исполняли роли в пьесе Гоголя в самых первых постановках, было ясно, что все они испытывали странные ощущения загадочности и таинственности от всей комедии и не понимали, как поставить образ.

49. Оказывается Гоголь покинул здание театра во время премьеры «Ревизора» в Питере. Позже в письмах Пушкину, он писал, что был «сердит на зрителей», которые не смогли понять его, а также, на самого себя, потому как не смог донести до них сути.

50. На Московскую премьеру в Большом театре, сам автор «Ревизора» не явился, вследствии того, что показ перенесли из-за ремонта в Малый. Кроме того, Н. В. Гоголь не хотел снова испытывать чувство стыда и разочарования от актёрской игры.

51. Не все современники и друзья писателя, поняли досаду и причину фрустрации Н. В. Гоголя, по поводу премьеры и игры театралов. Как минимум, художественный успех «Ревизора» был колоссальным.

52. Доведя до совершенства своё произведение Николай Васильевич оправил его в печать в 1842 году. Это тот самый окончательный вариант пьесы, которая дошла до нас.

53. Финал пьесы стал для литературных критиков большим открытием. Никто ранее не использовал немых сцен в качестве завершения спектакля.

54. Один из первых актёров комедии Гоголя, некий П. И. Григорьев, который играл роль судьи, признавался, что для всех «пьеса была загадкой», ведь ни кто из актёров ранее ничего подобного на сцене не делал. Вследствии этого театралами пьеса была не понята и не оценена.

55. После постановки «Ревизора» в конечном варианте, Н. В. Гоголь написал несколько статей и комментариев, разъясняющих смысл и проблематику его работы.

56. По мнению некоторых критиков, одним из которых являлся И. А. Виноградов, Гоголь есть «лучший комментатор своих произведений». Виноградов утверждал, что необходимо всегда с «доверием» относится к пояснениям автора.

57. Писатель Набоков делал очень резкие высказывания на попытки Гоголем постоянно объяснять свое произведение, он говорил, что Гоголь «позволил себе худшее, что может позволить себе писатель» — объяснять в печати все, незамеченные и непонятые критиками, места пьесы.

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Adblock
detector