61 ответ и вопрос по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
1. Кто является главным героем произведения?
(Главный герой повести– барин Иван Жилин).
2. Где и в каком звании служил Жилин?
(Он служил офицером на Кавказе).
3. О чем просила Жилина в письме его мать?
(Мать была уже старая и хотела увидеть сына, возможно, в последний раз. Кроме того, женщина нашла Жилину невесту – умную и хорошую девушку с имением. Пожилая женщина надеялась, что сын женится и не будет больше воевать).
4. Как Жилин отнесся к просьбе матери?
(Офицер решил поехать домой. Он предварительно оформив отпуск, простившись с товарищами и угостив их 4-мя ведрами водки).
5. В какое время происходят события, описанные в произведении?
(Действие повести происходит во время Кавказской войны 1817-1864 гг).
6. Почему русским было опасно далеко уезжать или отходить от крепости?
(Русских воинов подстерегала опасность быть убитыми или уведенными в плен татарами).
7. Какие меры были предприняты для защиты русских людей?
(«И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты»). Солдаты сопровождали людей спереди и сзади.
8. Какой путь предстояло проделать Жилину?
(Он должен был проехать на обозе 25 верст. Половину пути нужно было пройти через степь, по жаре и в пыли).
9. Кто сопровождал Жилина?
(Жилин ехал вместе с офицером Костылиным).
10. Как авто описывает Костылина?
(Костылин был грузным и толстым мужчиной. Из-за этого он постоянно потел и краснел).
11. Какая идея пришла в голову Жилина в дороге?
(Жилин предложил Костылину отделиться от обоза, прихватить оружие и добраться до места назначения верхом на конях).
12. Чем была особенна лошадь Жилина?
(У него была охотничья лошадь, которую он приобрел за сто рублей еще жеребенком. Жилин сам выездил лошадь).
13. Какая неприятность приключилась с офицерами?
(Они столкнулись с группой противника, состоящей из трех десятков татар).
14. Как поступил в этой ситуации Костылин?
(Костылин струсил и бросил Жилина. Он стал хлестать лошадь плетью и повернул в сторону крепости, прихватив при этом ружье и оставив сослуживца только с одной шашкой).
15. Какой настрой был у Жилина, оказавшегося в западне?
(Офицер не хотел сдаваться живым своему врагу. Он понимал, что впереди его ожидают плен и унижения).
16. Чем закончилась встреча Жилина с татарами?
(Татары застрелили лошадь Жилина, а самого офицера избили, ограбили и связали).
17. Куда татары привезли своего пленника?
(Они привезли Жилина в свой аул, где татарские дети начали кидать в него камни).
18. Что представляла собой колодка, в которую татары заковали Жилина?
(»Два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок»).
19. Чего больше всего хотелось Жилину на следующее утро после похищения в плен?
(У Жилина пересохло во рту, он очень хотел пить и даже попросил воды у татар, которые пришли в сарай проверить пленника).
20. Куда привел Жилина ногаец?
(Он привел Жилина в татарскую деревню, в дом, где трапезничали татары, сидя на коврах. Голодного Жилина посадили рядом на бетонный пол).
21. О чем сообщили татары Жилину?
(Жилин был взят в плен Кази-Мугамедом, который продал своего пленника Абдул-Мурату, он теперь был «хозяином» русского офицера).
22. Какое условие должен был выполнить Жилин, чтобы получить свободу?
(Жилин должен был написать письмо домой с просьбой прислать за него выкуп. В случае невыполнения этого условия Жилину грозило заточение в яме и порка плетьми).
23. Какова была сумма выкупа? Готов ли был ее выплатить Жилин?
(Татары требовали выкуп в размере 3000 рублей, но для семьи Жилиных это была неподъемная сумма. Он мог заплатить только 500 рублей).
24. Какую хитрость применяет Жилин, написав домой первое письмо?
(Он указал не свой домашний адрес, а несуществующий).
25. Кого еще взяли в плен татары?
(Это был офицер Костылин, который оказался в татарской деревне вместе с Жилиным. Ему не удалось далеко убежать от противника).
26. Как татары обращались со своими пленниками?
(Они поместили их в сарай и кормили довольно-таки скудно – пресным хлебом из просяной муки или лепешками из печеного теста. Нередко хлеб был непропеченным).
27. Чем развлекал себя в плену Жилин?
(Он мастерил кукол из глины или плел плетенки из прутьев. Жилин был рукодельным человеком.).
28. Как звали дочь «хозяина» Жилина?
(Девушку звали Диной).
29. Как стала вести себя Дина после того, как Жилин подарил ей куклу?
(Девушка стала подкармливать офицера, приносить ему молоко и еду – мясо, выпечку).
30. Как стала меняться жизнь Ивана Жилина в плену?
(Жилин прославился в пленум не только как создатель кукол, но и как мастер на все руки, способный починить любую сломанную вещь. Вскоре к Ивану стали обращаться жители соседних деревень с просьбами отремонтировать ту или иную вещь. Татары даже поверили в то, что Иван Жилин может лечить людей).
31. Кто из жителей деревни заинтересовал Жилина?
(Это был старик маленького роста, живший под горой и приходивший молиться в деревенскую мечеть. Старик жутко ненавидел русских, так как он потерял в этой войне восемь сыновей).
32. О чем просил старик «хозяина» Жилина?
(Старик просил их убить Жилина – русского противника).
33. Чем занимался Жилин по ночам в плену?
(..»а как ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает»).
34. Каким был один из ритуалов при поминовении покойника у татар?
(Это было убийство кобылы с ее последующей разделкой на мясо).
35. Сколько дней было принято поминать покойника?
(Покойника поминали в течение 3 дней, в процессе обязательно пили бузу, закусывая мясом кобылы).
36. Почему Жилин решил бежать после гибели татарина?
(Татарин был убит русскими, поэтому Жилин понимал, что татары не дадут нормальной жизни ему и Костылину. В худшем случае русских офицеров убьют).
37. Как Костылин чуть не сорвал побег?
(Когда Костылин перелезал через яму под стеной, он зацепили ногой камень. Шум услышала собака сторожа и начала громко лаять).
38. Как звали сторожевую собаку?
(Ее звали Уляшин).
39. Как Жилину удалось успокоить собаку?
(Он покормил пса куском лепешки, приласкал и погладил).
40.Какое препятствие встретилось на пути беглецов дальше?
(Запел мулла, извещая о начале утренней молитвы. Люди должны были собираться в мечеть).
41. Как ориентировался Жилин в тумане?
(Он умел определять направление по звездам).
42. Что осложняло дорогу путникам?
(У них стоптались сапоги и стерлись ноги. Беглецы решили разуться. Жилин снял свои сапоги, и ему сразу же стало легче идти босиком. Костылин, напротив, изрезал все ноги, и из-за этого сильно отставал от Жилина).
43. В верном ли направлении двигались Жилин и Костылин?
(Они выбрали ошибочный путь и вместо леса приближались к другому татарскому аулу).
44. Кого встретили Жилин и Костылин, когда вернулись в лес?
(Это был олень. Он напугал путников и сам испугался их).
44. С кем еще они чуть не столкнулись в лесу?
(По лесной дороге проехал верховой татарин, он гнал корову).
46. Почему Жилину пришлось нести на себе Костылина?
(Костылин сильно устал, он ободрал ноги и не мог дальше идти. Жилин, как настоящий офицер, не мог бросить товарища одного).
47. Чем закончилась попытка побега Жилина и Костылина?
(Собаки татар учуяли след беглецов. Татары «схватили их, посвязали, посадили на лошадей, повезли» обратно в аул, где пленников встретили очень недоброжелательно).
48. Как татары решили наказать беглецов за побег?
(Они решили убить пленников через две недели, если так и не получат за них выкуп).
49. Куда татары поместили своих пленников?
(Жилина и Костылина заковали в колодки и посадили в глубокую яму, где было сыро и душно. Их кормили непеченым тестом с водой).
50. Как повели себя пленники после того, как их посадили в яму?
(Костылин стал еще больше ныть и отчаиваться, он разболелся. Жилин, несмотря на безвыходность ситуации, думал о побеге).
51. О чем Дина предупредила Жилин?
(Девочка сказала, что старики заставляют ее отца убить Жилина и Костылина).
52. Какое событие ускорило принятие решения убить пленных?
( Русские подошли близко к татарскому аулу).
53. О чем Жилин попросил девочку? Выполнила ли она его просьбу?
(Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, но сначала она испугалась, что это могут заметить жители аула. Позже, ночью девочка спустила в яму здоровый шест, который располагался раньше на хозяйской крыше).
54. Согласился ли Костыли предпринять еще одну попытку побега?
(Нет, он решил остаться в яме).
55. Кто помог Жилину выбраться из ямы?
(Это была Дина, крепко державшая шест, и Костылин, поддерживающий Жилина, закованного в колодки. Девочка дала ему в дорогу лепешек).
56. Как автор характеризует Жилина?
(Жилин —положительный герой, смелый и храбрый, он не боится трудностей и может найти выход в любой ситуации).
57. Чем закончился последний побег Жилина?
(Пройдя лес и выйдя к полю, Жилин увидел казаков, сидящих у костра. Пока он пересекал поле, встретил троих татар. Жилин позвал казаков на помощь, и они успели спасти его. Солдаты и офицеры узнали Жилина и отвезли его в крепость)
58. Как Жилин описал сослуживцам свои приключения?
(«Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя»).
59. Как сложилась дальнейшая судьба Жилина?
(Он остался служить на Кавказе).
60. Что произошло с Костылиным после побега Жилина?
(Родные выкупили его у татар за 5000 рублей, еле живого).
61. Какова основная идея произведения?
(Основная идея рассказа — никогда нельзя сдаваться перед трудностями, нужно уметь преодолевать их и искать выход из сложившейся ситуации. Даже в самой, казалось бы, безвыходной ситуации, нельзя впадать в уныние и отчаяние – это приводит к необдуманным поступкам и нередко трагическим последствиям).