61 вопрос и ответ по произведению Д. И. Фонвизина «Недоросль»
1. Где происходит действие рассказа?
(События разворачиваются в деревне, где находилось имение семьи Терентия Простакова)
2. Из кого состояло семейство Простаковых?
(Семейство состояло из супругов и их 16-летнего сына-недоросля по имени Митрофан).
3. Как звали портного Простаковых?
(Его звали Тришка).
4. За что госпожа Простакова ругала Тришку?
(Портной сшил слишком узкий кафтан для Митрофона, что неудивительно, поскольку Тришка был самоучкой).
5. Какое рассуждение портного госпожа Простакова считает скотским?
(«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько»).
6. Кто был главой семьи Простаковых?
(Это была госпожа Простакова, муж боялся спорить с ней).
7. По какому поводу шили кафтан для младшего Простакова?
(Семья готовилась к празднику — сговору Тараса Скотинина, брата Простаковой и дяди Митрофана).
8. Как госпожа Простакова относилась к сыну?
(Женщина чрезмерно опекала сына, очень много его кормила).
9. Что приснилось Митрофану?
(Юноше приснилось, как мать била его отца).
10. Кого пожалел Митрофан в своем сне?
(Ему стало жаль матушку, потому что она устала бить отца).
11. На ком собирался жениться Скотинин?
(Он хотел жениться на сироте Софье, племяннице Стародума. Его привлекали деревни, находящиеся во владении девушки, и свиньи, которых там разводили).
12. Кто и каким наукам обучал Мирофана?
(Дьячок Кутейкин обучал его грамоте, отставной сержант Цыфиркин -арифметике, немец Адам Адамыч Вральман -французскому языку и остальным наукам).
13. Что унаследовала Софья от дядюшки?
(Дядя завещал ей денежную сумму в размере десять тысяч рублей).
14. Как отреагировала Простакова на новость о наследстве Софьи?
(Хитрая и алчная женщина сразу же захотела женить на Софье своего сына, а не брата).
15. Как автор описывает в произведении чиновника Правдина?
(Правдин предстает положительным, честным и благородным человеком, полной противоположностью главным героям).
16. Как Правдин отзывается о семействе Простаковых?
(Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома»).
17. Кто такой Милон?
(Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи. Это положительный герой, это смелый, решительный, благородный молодой человек, готовый бороться за свою любовь).
18. С какой целью Правдин приехал к Простаковым?
(Он собирался разобраться с непорядками в их имении, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам).
19. Что придумали Правдин и Милон, чтобы избежать свадьбы Софьи?
(Они настроили Скотинина против сестры, раскрыв глаза на то, как плохо та обращается с братом, и к тому же хочет увести у него невесту и выдать замуж за своего сына).
20. Кто защитил Митрофанушку от разъяренного дядюшки?
(Драку предотвратили Правдин и мамушка Еремеевна).
21. Как ведет себя Простакова при Правдине и Милоне?
(Она заискивается перед ними, лебезит перед Софьей, пытается всем угодить и нелестно отзывается о своем муже).
22. Когда, по мнению Стародума, человек перестает быть искренним?
(« Начинаются чины — перестает искренность»).
23. Кто привил Старордуму хорошее воспитание?
(Отец Стародума был военным и служил при дворе Петра Великого. Он считал, что человек должен иметь сердце и душу, и без души человек — всего лишь жалкая тварь, а без знаний — зверь).
24. Как Стародум характеризует семейку Простаковых?
(Он считает чету Простаковых и их глупого сына животными и намеревался освободить от них свою племянницу Софью).
25. Как, по мнению Стародума, нужно поступать в сложных ситуациях?
(Нельзя действовать сгоряча и необдуманно, поддавшись первому порыву).
26. С чем Стародум отошел от государственного двора?
(«Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы»).
27. О чем разговаривали Стародум и Софья при встрече после долгой разлуки?
(Стародум признался племяннице, что ради ее блага ему пришлось бросить все и уехать, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть», он не мог.)
28. Какое почтение, как считал Стародум, должно быть лестно человеку?
(Это душевное почтение, а не почтение чинам и деньгам).
29. Как Простаковы и Скотинин отреагировали на появление Стародума?
(Они приветствовали и обнимали его с притворной радостью, лицемерили, льстили и угождали).
30. Какая новость, сообщенная Стародумом, расстроила Простаковых и Скотинина?
(Стародум собрался увезти Софью в Москву, чтобы выдать замуж за выбранного им достойного человека. Речь шла о Милоне, но сама девушка об этом не знала).
31. О чем солгала Простакова Правдину и Милону?
(Простакова сказала, что хоть она сама и происходит из семьи, где учеба была не в почете, ее сын день и ночь усердно учится и не встает из-за книг).
32. Как на самом деле учился Митрофан?
(Барский сынок три года не мог освоить арифметику и четыре года грамоту).
33. В чем, по мнению Цыфиркина и Кутейкина, причина плохой успеваемости Митрофана?
(Они считали, что немец Вральман мешал нормальному обучению юноши).
34. Какова знаменитая реплика Митрофана?
(«Не хочу учиться, хочу жениться»).
35. Чему учил Митрофана Вральман?
(Немец полностью поддерживал мать Митрофана в том, что не нужно учиться грамоте и точным науками. Лучше водить дружбу с неграмотными, себе подобными).
36. О чем беседуют Софья и Стародум?
(Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию; что муж и жена должны поддерживать друга, и понимание между супругами намного важнее, чем их происхождение и богатство).
37. Что является истинным счастьем для Софьи?
(Это ее дядюшка Стародум).
38. Когда, по мнению Милона, проявляется неустрашимость души?
( Неустрашимость души проявляется во всех жизненных испытаниях).
39. Чем заканчивается беседа Стародума, Милона и Софьи?
(Стародум благословляет на брак Милона и свою племянницу).
40. Кто стал свидетелем сцены благословения?
(Свидетелем стал Скотинин, который начал набиваться в женихи Софье и нахваливать себя. В действительности это выглядело смешно и нелепо).
41. В какую глупую ситуацию попали Простаковы?
(Простакова хвастается грамотностью Митрофана. Правдин решил это проверить, поэтому стал задавать юноше различные вопросы, ни на один из которых тот не смог правильно ответить. Например, дверь — это не существительное, а «прилагательна, потому что приложена к своему месту»).
42. Как вела себя при этом Простакова?
(Мать пыталась всячески защитить своего сына и оправдать его глупость, чем еще больше усугубила ситуацию).
43. Какое известие испугало Простаковых и Скотинина?
(Это была новость о предстоящем отъезде Софьи и Милона).
44. Что задумали Скотинин и Простаковы?
(Они решили перехватить девушку при выезде).
45. О чем рассуждают Правдин и Милон накануне отъезда?
(Они рассуждают о том, что невозможно достичь чего-либо без правды, а также о том, что «нельзя угнетать рабством себе подобных).
46. Кто, по их мнению, является залогом благосостояния государства?
(Это воспитанные, образованные и честные люди).
47. Кто должен был увезти Софью в соответствии с планом семейства Простаковых-Скотининых?
(Девушку должна была увести матушка Еремеевна).
48. Кто помешал увезти Софью?
(Это сделали Милон и Правдин, который хотел отправить виновных под «суд, как нарушительницу гражданского спокойства»).
49. Как повела себя при этом госпожа Простакова?
(Она стала вымаливать прощение у Софьи, и девушка ее простила).
50. Как поступила Простакова после того, как с нее сняли вину?
(Простакова решила наказать слуг за то, что они упустили девушку).
51. Какое неприятное известие сообщил Правдин Простаковым?
(Правдин сообщил, что в соответствии с указом правительства, все земли и имения Простаковых переходят под опеку Правдина. Это было связано с жестоким обращением господ с прислугой).
52. О чем попросила Простакова Правдина?
(Простакова попросила дать ей три дня, чтобы успеть собраться).
53. О чем вспомнила Простакова?
(Она вспомнила о долгах учителям Митрофана. Правдин вызвался сам рассчитаться с педагогами).
54. Кем на самом деле оказался преподаватель немецкого Вральман?
(Вральман был бывшим кучером у Скотинина).
55. Какое вознаграждение за обучение Митрофана попросил Цыфиркин?
(Учитель попросил ничего ему не платить, поскольку юноша не смог перенять никаких знаний. Несмотря ни на что, Правдин заплатил Цыфиркину).
56. На что рассчитывал и что получил в итоге Кутейкин?
(Алчный Кутейкин, наоборот, хотел получить оплату за все: за обучение, одежду, обувь, дорогу, но в итоге ему ничего не заплатили).
57. Куда пошел работать Вральман после увольнения учителем?
(Вральман вернулся на службу к Скотинину).
58. Как поступил Митрофан после оглашения указа правительства?
(Юноша оттолкнул мать и попросил ее отвязаться от него).
59. Что, по мнению Правдина, довело Простакову до несчастья?
(Причиной всех несчастий является ее «безумная любовь» к сыну).
60. Какое предложение сделал Правдин Митрофану?
(Правдин предложил парню пойти к нему на службу, и тот ответил согласием).
61. Какова основная идея произведения?
(Основная идея — противостояние образованности и духовного развития современного общества и глупости, невежественности, необразованности и нежелания учиться старого дворянского общества. Для старого дворянского общества не существует духовных и моральных ценностей, их интересует только материальная сторона жизни).