61 вопрос и ответ по произведению Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
1. Как автор описывает математиков, с которыми ему приходилось сталкиваться во время и после обучения в школе?
(Автор характеризует их как неряшливых, слабохарактерных, но довольно гениальных людей).
2. В какое время и где происходят события рассказа?
(События разворачиваются в мужской школе Абхазии во время Великой отечественной войны).
3. В каком классе учился главный герой рассказа?
(Он был учеником 5 «Б» класса).
4. Как звали главного героя произведения, нового математика в школе?
(Математика звали Харлампий Диогенович).
5. Чем Харлампий Диогенович отличался от своих коллег?
(Учитель не был ни неряшливым, ни слабохарактерным).
6. Кем был по происхождению Харлампий Диогенович?
(Он был греком, как и Пифагор).
7. Чем отличился новый учитель в начале учебного года?
(«Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион»).
8. Почему директор школы просил перенести стадион подальше от нее?
(Он считал, что стадион нервирует школьников и отвлекает их от учебного процесса).
9. Почему дети не любили коменданта стадиона дядю Васю?
(Дядя Вася со злостью выгонял детей со стадиона).
10. Что особенного было в директоре школы?
(Директор в любое время года носил зеленую шляпу и всегда чего-то боялся).
11. С какого урока дети сбегали чаще всего?
(Ученики обычно сбегали с урока пения).
12. Над кем чаще всего любил шутить Харлампий Диогенович?
(Он всегда шутил над учениками, опоздавшими на урок и мог назвать опоздавшего именем знаменитости, например, принцем Уэльским).
13. Как выглядел Харлампий Диогенович?
(Учитель был невысокого роста, большеголовый, тщательно выбритый и всегда аккуратно одетый).
14. Чем еще отличался от своих коллег Харлампий Диогенович?
(Он никогда не кричал на детей, не уговаривал их учиться и не требовал вызвать родителей в школу).
15. Как математик вел себя во время написания контрольных работ?
(Он не ходил между рядами и «спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза»).
16. Почему на уроках у Харлампия Диогеновича почти никогда не списывали?
(Учитель всегда узнавал списанную работу и высмеивал за это ученика).
17. Какое главное оружие было у математика?
(Он любил делать человека смешным и превращал лентяев и лоботрясов в смешных людей. При этом смешной человек до последнего не догадывался о том, что он смешной).
18. В чем заключалась опасность «главного оружия»?
(Весь класс начинал смеяться над смешным учеником. Если над тобой смеется один человек, то с этим можно что-то сделать. Если же смеется весь класс, то этому трудно противостоять).
19. Выделял ли новый учитель отдельных учеников?
(«Харлампий Диогенович не давал никому привилегии. Смешным мог оказаться каждый»).
20. Как Харлампий Диогенович называл списывающего Авдеенко?
(Учитель называл его «черным лебедем», который может свернуть шею, заглядывая в чужие тетради).
21. Как звали соседа по парте, сидевшего с главным героем?
(Мальчика звали Адольф Комаров, но он называл себя Аликом, так как не хотел, чтобы его сравнивали с Гитлером).
22. Почему главного героя посадили за одну парту с Аликом?
(Алик был скромным и тихим ребенком, а автор – его полная противоположность. По мнению педагогов, мальчики должны были влиять друг на друга).
23. Какая привычка была у Алика?
(Он аккуратно складывал руки на промокашку над тетрадью).
24. Кто стирал с доски в отсутствии дежурного?
(Это делал староста класса).
25. Какие истории любил рассказывать Харлампий Диогенович?
(Учитель рассказывал притчи из школьной жизни или греческой мифологии, читал басни Эзопа).
26. С чего началась поучительная история, за которую был высмеян автор произведения?
(Мальчик не решил задачу, заданную на дом. Узнав, что не все одноклассники решили эту задачу, он не стал ее списывать.)
27. Кто прервал урок математики в тот день, когда главный герой не решил задачу?
(Это была школьная медсестра, собиравшаяся сделать уколы против тифа).
28. Почему никогда заранее не объявляли об уколах?
(Узнав о предстоящих прививках, ученики могли убежать с занятий или остаться дома, притворившись больными).
29. Почему автор не боялся уколов против тифа?
(Раньше ему уже делали болезненные уколы от малярии).
30. Чего больше всего боялся автор в тот день, когда не сделал домашнее задание?
(Он боялся, что его вызовут к доске и думал, как избежать этого).
31. Какой выход из ситуации увидел главный герой?
(Он вызвался помочь медсестре – показать ей, где находится 5 «А» класс и спросил, когда будут делать уколы 5 «Б» классу).
32. Чем интересен Сахаров?
(Сахаров – отличник, правильный и добросовестный, нередко вызывающий неприязнь у главного героя).
33. Почему мог провалиться план главного героя?
(Мальчик рассчитывал, что уколы их классу будут делать во время урока математики. Но, выяснилось что уколы в 5 «Б» планировали сделать н следующем уроке).
34. Что придумал автор, чтобы сорвать урок математики?
(Он сказал доктору и медсестре, что на следующем уроке у их класса запланирован организованный поход в музей).
35. Почему директор школы и учитель истории постоянно откладывали поход в краеведческий музей?
(В прошлом году один из учеников школы стащил из музея кинжал феодала, чтобы отправиться с ним на фронт).
36. Удалось ли мальчику уговорить доктора сделать уколы сначала их классу?
(Да, но пришлось уговаривать упрямую медсестру).
37. Кого вызвал к доске Харлампий Диогенович, пока главный герой разговаривал с доктором?
(Он вызвал к доске двоечника Шурика Авдеенко, который списал задачу и не мог объяснить ее решение).
38. В какой очередности решили сделать прививки ребятам?
(Никто не захотел быть первым, поэтому учитель математики предложил сделать уколы по алфавиту).
39. Кому сделали укол в первую очередь?
(Его сделали Шурику Авдеенко).
40. В какой последовательности учеников вызывали на прививку?
(Учеников вызывали по алфавиту, это предложил учитель математики).
41. Кто из ребят больше всех боялся укола?
(Алик Комаров больше всех боялся уколов – он был очень худым и малокровным).
42. Какой болезнью страдал главный герой?
(Он был болен хронической малярией).
43. Что происходило с Аликом Комаровым, пока ему делали прививку?
(«Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, как будто откуда-то выпрыгнули. Раньше никто и не думал, что он веснушчатый»).
44. Что произошло с Аликом после укола?
(Мальчику стало плохо, он начал терять сознание).
45. Какие еще попытки избежать ответа у доски предпринял главный герой?
(Он вызвался сбегать и вызвать «Скорую помощь». После того, как ему сделали укол, мальчик просил подольше потереть спиртом место укола).
46. Успела ли врач сделать уколы всем детям до конца урока математики?
(Да, к огромному сожалению главного героя, до конца урока оставалось еще несколько минут).
47. Чем обычно заканчивались уроки математики?
(Харлампий Диогенович в конце урока всегда рассказывал ученикам что-нибудь из древнегреческой мифологии).
48. Какое произведение из древнегреческой мифологии начал пересказывать учитель после ухода доктора и медсестры?
(Это был миф «Двенадцать подвигов Геракла).
49. Удалось ли главному герою избежать вызова к доске?
(Нет, Харлампий Диогенович все-таки вызвал его к доске, чтобы проверить домашнее задание).
50. Почему учитель вызвал к доске именно автора рассказа?
(Математик раскрыл план главного героя, он понял, что все поступки на уроке мальчик совершил из-за того, что не решил домашнее задание и боялся быть вызванным к доске и застигнутым врасплох).
51. Как математик назвал главного героя, когда вызвал его к доске?
(Учитель назвал мальчика «бесстрашным маляриком»).
52. На что надеялся мальчик, когда его все-таки вызвали к доске?
(Он надеялся на то, что «вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить»).
53. Какое зло из двух выбрал главный герой: получить двойку или быть смешным?
(Автор предпочел получить плохую отметку).
54. Какой урок автор смог извлечь из этой ситуации?
(Он стал серьезней относиться к учебе и выполнению домашних заданий).
55. Как Харлампий Диогенович предложил автору решить его проблему с проглоченным артиллерийским снарядом?
(Учитель предложил вызвать военрука, чтобы тот разминировал главного героя).
56. Кто, по мнению автора, больше всего боится быть смешным?
(Автор считает, что больше всего боятся выглядеть смешными женщины и поэты).
57. В чем заключается польза метода Харлампия Диогеновича?
(Преподаватель научил детей относиться к самим себе с чувством юмора).
58. Случайно ли автор произведения дал учителю отчество Диогенович?
(Автор хотел подчеркнуть сходство математика с греческим философом Диогеном. Они оба относились к жизни по-философски, мудро и спокойно).
59. В чем заключается главная идея произведения?
(Благодаря смеху и чувству юмора человек может увидеть скрытые черты характера и признать собственные ошибки).
60. Почему математик сравнил главного героя с Гераклом?
(И Геракл, и автор совершили свои подвиги, приложив немало сил и трудов. Только Геракл совершал подвиги, чтобы помочь людям, а автор из-за собственной трусости и страха быть наказанным и высмеянным).
61. Как повзрослевший главный герой относится к учителю математики?
(Автор благодарен учителю за то, что он привил ему ответственность за свои поступки, способность находить и признавать свои ошибки, научил серьезно относиться к жизни и в то же время относиться к себе с достаточным чувством юмора).