69 вопросов и ответов по произведению «Кладовая солнца»
1. Кто написал произведение «Кладовая солнца»? (Михаил Михайлович Пришвин)
2. В каком жанре создано данное произведение и почему оно относится к нему? (Сказка-быль. В произведении существует и реальное, и сказочное, и эти оба жанра повествования плотно переплетаются)
3. Какая тема «Кладовой солнца»? (Единение человека с природой, насущность бережливого отношения к природе)
4. Какова роль художественных образов и отдельных эпизодов в произведении, которые можно отнести к сказочным? (В «Кладовой солнца» Пришвин прибегает к сказочным эпизодам – оживляет природу. Деревья превращаются в живых персонажей, они наделены своей волей, испытывают боль и тоску, например, в эпизоде с сосной и елью. Животным характерны черты поведения людей, они проявляют интерес к происходящему, оказывают помощь детям, которые оказываются в беде. В рассказе представлен Лежачий камень, рядом с которым дети останавливаются и выбирают дальнейший путь, и это прямое сходство со сказкой. При помощи этих эпизодов сюжет становится захватывающим, и лучше описывается природа)
5. В какое время происходят события в сказке-были? (В ходе Великой Отечественной войны)
6. Какого возраста Настя и ее младший брат Митраша? (Насте – 12 лет, Митраше ̶ 10)
7. Какая была фамилия у детей? (Веселкины)
8. От кого досталось ребятам все их крестьянское хозяйство? (От родителей)
9. Как полностью называется собака Травка? (Затравка)
10. Что произошло в жизни Травки пару лет назад? (Беда: скончался обожаемый ею хозяин)
11. Почему Травка не в силах была переносить плач сплетенных навечно деревьев? (Они будили вспоминания о произошедшем несчастье)
12. В какой момент случилось настоящее волшебство, в понимании Травки? (Антипыч назвал ее «Затравкой»)
13. Назовите ягоду, которую хотели найти Настя с Митрашей? (Клюква)
14. Когда дети отправились в поход за клюквой? (В апреле)
15. Какая профессия была у старика Антипыча? (Лесник)
16. Назовите пословицу, которую не досказывал детям Антипыч? (Не знавши броду, не лезьте в воду)
17. Назовите траву, которая росла около избы Антипыча? Впишите ее в предложение «В один год высокая трава…пробилась сквозь бревнышки, и от всей избы сохранился на лесной поляне холмик с красными цветами» (Иван-чай)
18. Что находилось в яме подле сторожки Антипыча? (Картошка)
19. Кто является рассказчиком в произведении? (Соседи, жившие через дом от детей. Это исследователи болотных богатств, которые с начала Отечественной войны подготавливали болото для добычи из него горючего ̶ торфа)
20. Назовите город, возле которого находится село, где проживали Настя с Митрашей? (Переславль-Залесский)
21. Кто приходил на помощь детям по хозяйству? (Первое время ребятам помогали дальние родственники и сельчане, живущие по соседству. Но вскоре умные, трудолюбивые и дружные дети сами всему обучились, и жизнь у них наладилась)
22. Кто поутру издал ревущий звук на дворе так, что односельчане наведались узнать, не приключилось ли несчастья с детьми? (Скотина)
23. Почему дети остались сиротами? (Мать скончалась от болезни, отца убили на фронте)
24. Все животные, которые выгоняла Настя перед рассветом, держа хворостинку в руке? (Стадо)
25. Каким мастерством владел юный Митраша? (Изготавливал посуду из дерева)
26. В чем заключается смысл истории ели и сосны в произведении? (Автор хотел напомнить о том, что если быть не в ладу с друг другом, то ничем хорошим это не закончится. Но если прийти к взаимопониманию, то все будет совсем по-иному)
27. Как был прозван школьными преподавателями Митраша? (Мужичком в мешочке. «Он был коротенький, однако весьма плотный, с большим лбом и широким затылком. Это был мальчик с сильным характером». Почему его так называли? Во-первых, Митрашу сравнивали с маленьким мужчиной, но не ставшим пока настоящим хозяином в доме. Во-вторых, мужичком его прозвали за упрямство. Митраша постоянно был одет в поношенные отцовские куртки, которые он подпоясывал ремнем. Одежда ему была велика, и со стороны выглядело, будто мальчик ходит в подпоясанном мешке)
28. Какого зверя подстрелил в лесу Митраша? (Волка)
29. Как прозвано отменно-уютное местечко в лесу? (Палестинка)
30. Как прозвали деревенские жители волка? Почему ему дали такое прозвище? (Серым помещиком. Так как он был самым свирепым среди своих собратьев, он оставался недовольным, когда его территорию посещали другие волки. Помещик ̶ это хозяин земель, а волк же владел своей территорией; серый, так как окрас шерсти серый )
31. На какой повозке привезли бездыханного Серого помещика? (На санях)
32. Какими кличками были названы домашние животные в хозяйстве Насти и Митраши? (Корову звали Зорькой, телушку Дочкой, козу Дерезой, петуха Петей, поросенка Хреном)
33. Вблизи какого болота дети отправились на поиски ягоды? (Блудова болота. Ребята хотели отыскать палестинку, где было много клюквы. Митраша припомнил, что больше всего ягод растет на палестинке, как рассказывал отец, и находится она около Слепой елани. Этот участок, правда, известен гибелью множества людей и животных. Но ребята не испугались рассказов и предупреждений)
34. Отчего болото прозвали Блудовым? (В нем можно было сбиться с пути)
35. Как автор описывает Блудово болото? (Блудово болото ̶ огромный и опасный мир, в котором оказываются дети. От него не исходит вражда, но оно безразлично к ним. И когда люди забывают об опасностях болота, то их ожидает наказание)
36. Что образуется из болотных растений? (Торф)
37. Чему были удивлены жители деревни? (Когда из детдома, где находились эвакуированные дети из Ленинграда, попросили помощи у сельчан, Золотая Курочка отдала ребятам всю ягоду, собранную в походе)
38. Какое животное было примечено Настей в лесу? (Лось)
39. С кем сопоставляется рассказчиком Настя? (С золотой курочкой на высоких ножках. «Волосы у нее…отливали золотом, лицо с крупными веснушками, словно с золотыми монетками, и частыми, и тесно им было, и лезли они в разные стороны. Лишь носик один был чистенький и смотрел вверх»)
40. С чем отправляется в поход Митраша по рекомендации отца? (С компасом и ружьем)
41. Почему Травка пустилась в след за детьми? (Почуяла запах хлеба)
42. Какой путь выбрал Митраша? (Идти в северном направлении, ориентируясь по компасу)
43. Какое место было самым опасным в лесу? (Слепая Елань)
44. Что собой представляет Елань и почему ее называют Слепой? (Елань ̶ самый топкий участок болота. В обычной елани виднеется немного водицы, покрытой белыми очаровательными купавами, водяными лилиями. А эта елань прозвана Слепою, так как по виду ее трудно было определить)
45. Какую роль играет описание природы в сказке-были? («Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» С приближением хмари, которая напоминала об опасности, дети должны были насторожиться. Но между ними все равно произошла ссора, и они не обратили внимание на предупреждение, исходящее от природы)
46. Что стало причиной ссоры детей в лесу? (Каждому из них хотелось следовать по выбранной тропинке)
47. Кем был спасен Митраша из болота? (Собакой Травкой)
48. Как писатель описывает эпизод, когда Травка приходит на выручку человеку? (Травка приняла Митрашу за бывшего хозяина, а мальчик проявил ласковое отношение к собаке, называя ее умницей. Травка доверилась человеку и спасла его из беды. Она обрадовалась, что опять хозяин вернулся к ней)
49. Что заключает в себе название произведения «Кладовая солнца»? (Болото ̶ это кладовая торфа, ценное полезное ископаемое, которое люди используют в своих целях. Торф за долгие годы накопился в болоте, он не зря получил название «консервы солнечной энергии». Энергия, собранная от солнца растениями, сохранилась в торфе)
50. Что представляло наибольшую важность во взаимоотношениях Митраши и Насти? (Прекрасное равенство)
51. Что не по нраву писателю в Насте? (Скупость, из-за которой она позабыла о родном брате, собирая ягоду. Она вошла в азарт и не заметила, как пробежало время. Она ходит по поляне и не глядит по сторонам)
52. Назовите растения, которые растут в приболотце, а другие – на сухих островах в болотном море? (Кустарники в приболотце; ели с соснами на сухих островах)
53. Почему островам дали название «борины»? (Это такие песчаные холмы на болоте, будто острова в воде. А на них растет высокий бор)
54. Какие виды ягод и цветов можно встретить на лесной просеке? (Бруснику, подснежники, волчье лыко)
55. Какие места богаты клюквой, черникой, брусникой, голубикой? (Болотистые леса)
56. Как выглядит волчье лыко во время цветения? (Цветет маленькими цветочками лилового цвета)
57. Какими зверями и птицами представлен лесной мир в сказке-были? (Глухарем, лосем, змеей-гадюкой, волком, зайцем, селезнем, уткой, куликом, тетеревом, куропаткой, бекасом, журавлем, ящерицей, лисицей)
58. Как назван писателем мальчик, идущий промеж сказочных старушек-елок? (Смельчаком)
59. Что произошло с Митрашей на болоте? (Его затянула болотная трясина)
60. Почему Митраша провалился в трясину? (Она показалась ему поляной)
61. Каким образом природа предостерегает Митрашу от опасности? (Природа тревожится за мальчика и предостерегает от опасности. Земля под ногами Митраши уподобилась гамаку, подвешенному над тенистой бездной. Елочки-старушки заграждали ему путь. Из гнезда доносился крик встревоженного чибиса)
62. Почему сестра не услыхала зов брата? (Ветер унес крик в другом направлении)
63. Какой персонаж помог спастись из болота Митраше? (Травка)
64. Почему Травка не сразу ответила на крик Митраши? (Не доверяла людям)
65. Отчего почти одичавшая Травка помогла человеку? (Она приняла Митраша за Антипыча)
66. Какую правду переговаривал Антипыч собакам и людям? («Эта правда есть правда вечного сурового противостояния людей за любовь»)
67. Как писатель показывает свое отношение к тому, что Митраш оказался в беде; что привело его к этому? (Митраш отличается самоуверенным поведением и упрямым характером, если что-то надумает, то отговорить его трудно. И это чуть не стало причиной его погибели. Писатель не упрекает персонажа за необдуманный поступок, ошибаются все)
68. Как изначально называлось произведение «Кладовая солнца»? (Друг человека)
69. Почему писатель не оставил первоначальное название произведения? (Главный персонаж сказки ̶ не собака, которая вытянула из болота Митрашу, а болото, на котором разворачивается сюжет. Это и безразличная сила природы, включая богатство, доступное человеку).