Археологические памятники сарматов

Сарматы — забытый древний народ, оставивший после себя множество археологических памятников.

 

Археологические памятники оставшиеся после сарматов, свидетельствуют о былом величии этого народа. Одним из незаслуженно забытых древних народов, несомненно, являются сарматы, в более позднем времени именуемые аланами.

Однако с целой серией археологических научных раскопок в степном Заволжье, в Казахстане, в Венгрии и на Украине ученым удалось хоть частично восстановить исторический путь этого некогда могущественного древнего кочевого народа.

Время, которое сарматы общепризнанно провели на исторической и этнической арене, ученые определяют VIII–IV вв. до н.э. – III в. н.э. Изначально кочевые племена сарматов, жившие от южного Приуралья до Дона, среди сухих степей Прикаспия, имели похожую со скифами культуру. Эти древние кочевые племена, согласно Геродоту, хорошо сотрудничали во всех делах, их исторический союз отличался пониманием и взаимовыручкой.

Но к IV в. до н. э. весьма усилившиеся сарматские племена повели себя агрессивно к скифам, нарушили все мирные договоры, перешли через Дон и вытеснили скифов с их территорий на северном черноморском побережье. Поселения сарматов археологи находят редко в степных Подонье и Прикубанье. Они чаще окружены глубоким рвом и высоким валом, на вершине вала была сооружена стена из двух высоких плетней и засыпанной внутрь землей.

Внутри укрепленного поселения ученые обнаруживают небольшие, большей частью глинобитные дома и возле них зерновые ямы. Савроматы(сарматы) были искусными землепашцами, возделывающими зерно и просо, при раскопках обнаружены многочисленные серпы и другие приспособления для обработки зерна. Они разводили коров и лошадей, свиней и овец. Обнаружены остатки рыболовных снастей и рыбьи кости.

Под общим названием «сарматы» ученые-археологи объединяют весьма самобытную, так называемую сарматскую археологическую культуру, она в основном представлена курганными захоронениями. В ее пределах учеными принято вычленять три последовательных в хронологии культуры:
Поселения и курганные захоронения раннесарматской или «Прохоровской» культуры;
Курганные комплексы среднесарматской или «Сусловской» культуры;
Археологические комплексы так называемой позднесарматской культуры.

 

Археологические памятники раннесарматской культуры

Памятники раннесарматского периода часто именуют «Прохоровской культурой». Среди разных сарматских культур ученые ее датируют IV—II вв. до н. э. Она формировалась изначально в регионе Оренбурга и Орска, позже распространилась в низовья Волги. Свое название данные погребения получили по древним курганным захоронениям в долине речки Илек, у деревни Прохоровка в Оренбургской области. Впервые их обнаружили и раскопали местные крестьяне еще летом 1911 года.

Позже захоронения у Прохоровки исследовал наш видный ученый С. И. Руденко в 1916 году. Другой археолог М. И. Ростовцев позже опубликовал материалы по археологическим раскопкам у деревни Прохоровка и первым отнес эти памятники именно к сарматам, ученый датировал их в основном III—II вв. до н. э.

Научное понятие «Прохоровской культуры» для аналогичных захоронений степного Поволжья и возвышенного Приуралья ввел в обиход ученых Б. Н. Граков. Сегодня памятники самобытной «Прохоровской культуры» в основном датируются учеными рубежом нашей и прошлой эр. Все ни характеризуются южной ориентировкой погребальных ям и скелетов, находящихся там.

Памятники самобытной «Прохоровской» культуры со временем утрачивают специфические «скифские» черты и постепенно приобретают центральноазиатские и западносибирские особенности, которые наслаивались на типичную савроматскую культуру.

Встречаются среди «прохоровских» погребений и коллективные захоронения. Их характерной особенностью стало совместное погребение женщин и мужчин, обычно два разнополых взрослых скелета лежали рядом, в ногах их обычно находится скелет ребенка. Среди предметов в захоронениях много керамики, шаровидных сосудов с низкой узкой горловиной. Орнамент на таких сосудах встречается очень редко, если он встречается, то в виде прямых линий.

В мужских захоронениях в курганных комплексах Чалкар III, Барюастау, Факел, курган 1, в погребальных прямоугольных или овальных ямах, четко ориентированных, скелеты найдены, лежавшими на спине на подстилках из камыша. У правой руки обычно лежал железный 40-сантиметровый кинжал с деревянными ножнами и искусно украшенной рукоятью с характерным серповидным навершием. Возле левой руки обычно лежал колчан из кожи с бронзовыми втульчатыми и трехлопастными наконечниками для стрел, также точильные камни.

В женских захоронениях «прохоровской» культуры находят скелеты головами к югу. На запастьях похороненных женщин обычно находят браслеты из каменных бусин с волнистыми орнаментами. В женских захоронениях много оружия, колчаны, стрелы и короткие кинжалы, эти женщины, несомненно, владели воинским искусством как мужчины. Также находят зеркала из бронзы, ожерелья из лазурита и сердолика, бронзовые серьги с позолотой, остатки плетеных сумочек с костяными палочками, кусочки мела и охру.

 

Памятники среднесарматкой культуры

Среднесарматскую культуру часто именуют «Сусловской», среди разнообразных курганных захоронений памятники этой культуры выделил в 1927 году П. Д. Рау. Он датировал находки из Сусловского кургана в степном Советском районе Саратовской области II-I вв. до н. э. И согласно его периодизации данные курганы относились ко времени ранних савроматов.

В хронологии археолога Б. Н. Гракова такие курганные комплексы именуются памятниками «Сусловской» культуры. Позже в исследованиях археолога К. Ф. Смирнова, за ними прочно утвердилось в научном археологическом мире именование «среднесарматской культуры». В данный период у сарматов появляется новый тип археологического захоронения — погребальная катакомба.

В прямоугольных погребальных ямах 1,8 – 2 м, строго ориентированных, захоронения совершали всегда по диагонали прямоугольника. Тела в погребениях лежали на берестяной или камышовой подстилке. В некоторых погребениях можно наблюдать подобие гробовища. Оно строилось обкладкой низа венцом из дерева. Ямы в основном имели перекрытие из деревянных досок или находились на специальной деревянной конструкции. Усопших клали иногда подогнув ноги, головой к юго-востоку. В погребальных ямах находили много оружия, кинжалов, колчанов со стрелами, шаровидных сосудов с зигзагообразным орнаментом.

В некоторых захоронениях археологи находили хорошо сохранившиеся части колесниц, деревянные колеса с ободом и спицами. В это историческое время усиливаются связи сарматских племен из западного Казахстана с причерноморскими племенами. Это подтверждают неоднократные находки характерной керамики, небольших амфор, бронзовых фибул, сосудов из алебастра, предметов гигиены и туалета.

В курганной группе среднесарматской культуры обычно несколько погребений, расположенных кольцеобразно, либо в ряд. Все скелеты в курганах данного возраста лежали на спине в прямоугольных погребальных ямах, головой к югу. Среди предметов часто встречается оружие кинжалы и длинные мечи с характерными серповидными навершиями. Среди находок много лепной керамики, наконечников стрел, пряжек, бронзовых зеркал, костяных проколок и ложечек.

В Новочеркасском кургане «Хохлач» в Ростовской области найдено богатое погребение сарматской женщины, ученые предполагают, что она была царицей, найдены искусно украшенные сосуды, высокохудожественные изделия из серебра и бронзы, до 30 золотых предметов, выполненных в характерном для этого народа зооморфном стиле, искусно украшенных аметистами, кораллами и бирюзой. К ее одежде и красивому головному убору пришито много золотых пластин.

 

Сарматы Западного Казахстана и их археологические памятники

 

В западных областях Казахстана учеными обнаружено много памятников сарматской эпохи. В основном они находятся по побережье рек Илек, Эмба и Жайык. Среди курганных могильников данной территории есть схожие черты, конструкция курганных ям состояла из толстых бревен. Погребальные камеры могут быть овальными, круглыми или прямоугольными.

 

Курган Бесоба

 

В курганном погребении Бесоба учеными обнаружены две женщины-жрицы, они лежали в погребальной яме на спине, руками вдоль туловища, головой к юго-западу. Возле усопших находилось большое количество «нужных» им вещей серьги из золота, зеркала из бронзы, самоцветные бусы и каменный жертвенник, украшенный рисунком волка с оскалившейся пастью.

 

Курган Сынтас

 

В захоронении Сынтас обнаружены погребения трех сарматских воинов и множество оружия, кинжалы из железа, наконечники стрел. Некоторые предметы в данном захоронении украшены изображениями волка, костяные ложечки украшены изображениями горного козла.

 

Курганный комплекс Аралтобе

 

В раскопках курганного комплекса Аралтобе на территории Жылыойского райна Атырауской области археологами были исследованы три статусных кургана. Сенсационным в данных раскопках стало исследование разграбленного в древности третьего кургана. В нем обнаружено богатое погребение савроматского вождя с множеством золотых высокохудожественных изделий. Датированы золотые бляхи на доспехах вождя, глиняные сосуды, принесенные в жертву беркут и кони 129 г. н. э.

 

Курганные комплексы Устюрта

 

На плато Устюрт были также обнаружены курганные комплексы и молитвенные места с жертвенниками. Самыми знаменитыми из них стали, расположенные в местности с названием Дыкылтас, археологические комплексы Байте и Терен, датируемые эпохой позднего железа (IV-II вв. до н. э.).

Среди каменных поминальных оград находились жертвенники из прочного камня и кругом количеством до 40 стоящие идолы, изображающие человекоподобных существ. В местах молитв повсеместно найдены многочисленные пепелища, указывающие на применяемые в поклонении обряды с участием огня. По-видимому, сарматские даи-массагеты поклонялись солнцу и огню.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика