Большая социальная группа

Что такое большая социальная группа

 

 

Большие общности людей принято называть социальными группами. Это очень сложный, но весьма интересный механизм, который достоин подробного изучения.

 

Большая социальная группа — это многотысячное человеческое скопление, занимающее огромную территорию, при этом связи между людьми имеют опосредованный психологический характер, а общение осуществляются через обширные внутренние коммуникационные сети.

 

 

Особенности большой социальной группы

 

 

  • Постоянное развитие и совершенствование;
  • Наличие специфических интересов и целей, собственная система ценностей;
  • Разработка для участников правил и норм поведения, требующих неукоснительного исполнения;
  • Сложная и разветвленная структура, построенная на исполнении определенных социальных ролей;
  • Формирование группового сознания и общественного мнения с помощью СМИ.

Формирование больших социальных групп

 

 

Существует два способа формирования больших групп:

1) Спонтанный — группа возникает стихийно и существует недолго;

2) Исторический — группы складываются постепенно и отличаются долговечными и прочными устоями.

 

 

Развитие больших социальных групп

 

 

Выделяют три этапа развития больших групп:

  1. I. Типологический —члены группы имеют схожие психологические черты, отражающие их общественное положение. Однако общность потребностей и интересов может не осознаваться.
  2. II. Идентификационный —участники понимают свою групповую принадлежность, формируется групповое самосознание.

III. Этап солидарности — люди осознают общие потребности, цели и интересы, формируются социальные установки, направленные на общее благо.

 

 

Признаки большой социальной группы

 

 

  1. Чёткая структура и ролевая организация.
  2. Наличие особых регуляторов поведения.

3.Специфический психологический склад, групповой сознание.

  1. Влияние на склад характера и формирование типичных представителей группы.
  2. Конкретный набор социальных коммуникаций, регулирующих взаимодействии в группе.

 

Структура большой социальной группы

 

 

  • социальные классы и слои (рабочие, интеллигенция, элита и т.д.),
  • этнические группы (нации и национальности),
  • профессиональные группы (учителя, инженеры и т.д.),
  • половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые и т.д.).

 

 

Функции большой социальной группы

 

 

  1. Социальная — только находясь в группе человек может полноценно сформироваться как личность.
  2. Инструментальная — осуществление определенного вида деятельности, направленного на общее благо участников группы.
  3. Экспрессивная — удовлетворение человеческой потребности в одобрении и признании.
  4. Поддерживающая — совместное решение трудных жизненных ситуаций.

 

 

Характеристики большой социальной группы

 

 

  • Обезличенность отношений между участниками;
  • Сложившиеся поведенческие традиции, специфические обычаи и культурные ценности;
  • Специфический групповой образ жизни, основанный на общности интересов и потребностей;
  • Наличие специфического языка, общего для всех членов данной группы.

 

 

 

Виды больших социальных групп

 

 

По характеру общественных связей выделяют объективные макрогруппы (объединение, существующие независимо от желания людей) и субъективно-психологические макрогруппы (сознательное объединение участников).

 

По временному периоду существования выделяют длительно существующие и временно существующие группы.

 

По критерию организованности большие группы подразделяются на организованные и неорганизованные.

 

 

Классификация больших социальных групп

 

 

Среди разнообразия больших групп две из них являются результатом исторического прогресса– это этнические группы (этносы) и социальные классы.

 

Этнос – это исторически сложившееся устойчивое объединение людей, имеющих общие культурные, языковые и психологические особенности. Представители этнической группы четко осознают свое единство и отличия от других этносов.

 

По месту больших групп в человеческой среде их принято подразделять на социальные классы. Существование подобных классов обусловлено разделением трудовых обязанностей и социальных ролей в обществе.

 

Классовые различия проявляются в образе жизни, психологическом складе и моделях поведения.

 

Субъектами стихийно возникающего коллективного поведения являются публика и масса.

 

Публика – это объединение людей, имеющих временные общие интересы (демонстранты, митингующие, участники семинара).

 

Масса – это скопление людей, как правило, незнакомых между собой, но объединенных стабильными общими интересами (зрители театральных постановок, некая субкультура, аудитория СМИ).

 

 

Социальные процессы в большой социальной группе

 

 

  • Эволюция — инволюция (укрепление или охлаждение отношений между участниками группы).
  • Консолидация — партикуляризация — индивидуализация (в первом случае на первый план выходят групповые ценности, во втором происходит распад на отдельные группировки, а в третьем случае – ориентирование на личные потребности).
  • Легитимизация — коррупция (в первом случае участники группы стремятся жить по законам, во втором – законодательство отходит на второй план).

 

Социальные роли в большой социальной группе

 

 

Социальная роль – это ожидаемая модель поведения, которой должен следовать тот или иной человек.

 

В большой социальной группе можно выделить следующие крупные совокупности ролей: интеллигенция, государственные служащие, представители физического и умственного труда, городские и сельские жители.

 

Интеллигенция – это квалифицированные работники умственного труда. Существует научная, производственная, педагогическая, культурно-художественная, медицинская, управленческая и военная интеллигенция.

 

Представители физического и умственного труда отличаются по уровню образования, а также по условиям и содержанию выполняемых обязанностей.

 

Городские и сельские жители различаются по месту проживания и по уровню быта.

 

 

Межличностные отношения в большой социальной группе

 

 

Межличностные отношения – это совокупность психологических установок и ожиданий участников группы друг от друга.

 

Отношения внутри группы могут иметь формальную и неформальную структуры. Они определяются как социальными ролями, так и личными переживаниями, которые испытывают люди в процессе совместного времяпровождения.

 

Именно чувства отражают особенности психологического восприятия и регулируют модели поведения и межличностные отношения в группе.

 

Чувства определяют предрасположенность человека к определенной модели поведения в той или иной ситуации. К чувственным функциям относятся:

  • Познавательная (связана с значительностью того или иного события для конкретного человека).
  • Мобилизационная (готовность действовать тем или иным образом).
  • Интегративно-защитная и предупреждающая функции (выбор ответной реакции в определенной ситуации).

Если чувства противоречат нормам поведения, принятыми в группе, то человек может не осознавать их. Однако человек всегда стремится избежать негативных чувственных проявлений.

 

 

Отличия больших социальных групп от малых и средних

 

 

  • Главным отличием большой группы является количество участников;
  • Кроме того, в большой группе может не быть непосредственных контактов между участниками, чего крайне редко удается избежать в малой группе;
  • Участие в больших группах может носить условный характер, также может отсутствовать внутренняя структура;
  • Связи в больших группах определяются социальной структурой общества в целом, а не конкретной организации.

Примеры больших социальных групп:

 

 

Ярким примером спонтанно возникшей большой группы являются толпа, публика, зрительская аудитория.

 

К исторически сложившимся большим группам относятся государство, этническая общность, нация.

 

Кроме того, примера больших социальных групп являются политические партии, классы и сословия, а также молодежь, пенсионеры, мужчины, женщины, дети, городские и сельские жители, интеллигенция и т.д.

 

 

Проблемы больших социальных групп

 

 

  1. Процессы глобализация – это приводит к размытию групповых границ, участники чувствуют себя частью планеты в целом, а не конкретного государства, этноса и т.п.
  2. Шовинизм – неприятие участниками одной большой социальной группы представителей другой большой социальной группы, открытая враждебность по отношению к ним.
  3. Космополитизм – навязывание своего образа жизни другим социальным группам, отрицанием чуждой системы ценностей.

 

 

Государство как большая социальная группа

 

 

Государство – это форма организации жизни людей на определенной территории, удовлетворяющая общественные потребности и являющаяся основным органом политической власти.

 

Рассмотрим некоторые признаки государства:

1.Установки и образцы поведения (послушание, лояльность и субординация).

2.Символические культурные признаки (герб, флаг, гимн, печать).

3.Утилитарные культурные черты (общественные строения, общественные работы, общие бланки документов)

4.Кодекс устный и письменный (законы, Конституция)

5.Идеология (право, демократия, национализм)

 

 

Функции государства:

  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений.
  • Регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки эталонов поведения.
  • Сплочение, взаимозависимость и взаимоответственность членов социальной группы.
  • Передача социального опыта новым членам общества.
  • Налаживание внутренних и внешних коммуникативных связей.
  • К внутренним функциям государства относятся: защита существующих способов производства; подавление классовых противников; охрана общественного порядка; регулирование социальных отношений и т. п.
  • Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства и налаживание взаимоотношений с другими государствами; обеспечение необходимой обороны и защита границ.

 

 

Все существующие государства обладают независимостью, четкой структурой, прочным положением на мировой арене и признанием других государств. Характерные черты, признаки и особенности делают каждое государство неповторимой социальной группой.

 

 

 

 

Нация как большая социальная группа

 

 

Нация — это высшая стадия развития этнической группы, представляющая собой сплоченную общность людей, которая имеет единую территорию, языковые и культурные нормы, а также характеризуется тесными внутренними связями.

 

Одним из основных признаков существования нации является историческая память, т. е. духовное родство представителей, сохранение традиций и передача их из поколения в поколение.

 

Все нации обладают своим национальным сознанием, которое выражается в сложной совокупности взглядов и убеждений, которые являются общими для каждого.

 

Важную роль в жизни данной большой социальной группы играют общие интересы, которые являются движущей силой как отдельных представителей, так и нации в целом.

 

Ключевые особенности нации выражаются в культуре, языке и духовности. Культура наполняет жизнь людей содержанием и проявляется в специфических обычаях, традициях и нормах морали, а также в особом складе ума и образе жизни.

 

Национальный язык является средством общения, придающим особое звучание голосу и общепонятное выражение чувствам.

 

Ключевыми переживаниями, которые испытывает каждый, являются чувство национального достоинства, принадлежности к определенному этносу и осознание своей связи с нацией. Эти переживания проявляются в следующих компонентах:

  • гордости за дела и духовное богатство предков;
  • уважении к обычаям и традициям;
  • соблюдении норм морали;
  • восхищении природой родного края;
  • почитании произведений литературного, музыкального, художественного и прикладного искусства, созданных талантливыми представителями нации.

Исторические изменения создали огромное количество наций. Каждая национальная группа по-своему уникальна, обладает особым менталитетом и в какой-то степени сравнима с личностью.

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Adblock
detector