Формы духовной культуры

Что такое формы духовной культуры

 

 

У людей существует потребность выражать свое творческое начало различными способами, которые часто выливаются в разнообразные культурные формы. Многие из этих форм обладают смысловой и символической системой, по-своему выражают суть мышления и бытия человека. Часто данные формы самовыражения не материальные, а духовные.

 

Таким образом, духовная культура – это деятельность, которая направлена на духовное развитие как индивида, так и общества. Сюда же относятся и результаты этой деятельности: новые идеи, знания, духовные ценности. Говоря о духовной культуре, стоит различать ее форму и содержание: первое – материально и характеризует то, в чем выражены феномены того или иного вида культуры; второе – идеально и характеризует то, какую роль и значение имеют эти феномены для личности и общества.

 

 

Какие бывают формы духовной культуры

 

 

Духовная культура реализуется через следующие формы: мораль, миф, религия, наука, философия, образование, искусство, нравственность, идеология. У этих форм есть общее: они помогают человеку искать ответы на многочисленные вопросы, делают процесс социализации менее болезненным. Однако каждая из форм посвящена исследованию разных объектов, и каждая из них использует свои методы.

 

 

Особенности форм духовной культуры

 

 

Духовная культура представляет собой мир социальных и личностных ценностей. Это нормы нравственности, учения в философии, убеждения в политике, идеалы в искусстве, вера в религии. Значит, все это не имеет и не может иметь цены и временных рамок потребления, как в случае с материальными формами культуры. Ценности, сформированные в результате существования различных форм духовной культуры, являются вечными. Это и есть главной особенностью форм духовной культуры.

 

 

Основные черты форм духовной культуры

 

 

Духовная культура отличается от иных областей культуры следующими чертами:

  • Бескорыстность. Любая из форм духовной культуры нужна людям сама по себе, а не для решения иных задач;
  • В сравнении с другими областями культуры в духовной культуре человек имеет наибольшую свободу для творчества;
  • Творчество в духовной культуре представляет собой духовный мир, создаваемый слой человеческой мысли;
  • Духовная культура чутко реагирует на внешние проявления: она способна почувствовать изменения в жизни людей и откликнуться на эти изменения. По этой причине духовная культура часто страдает при катаклизмах, которые происходят в обществе. Например, революции или реформы нередко приводят к упадку духовной культуры.
  • Долговечность. В случае гибели какого-либо шедевра искусства, память о нем живет долго и передается другим поколениям в воспоминаниях и легендах.

 

 

Функции форм духовной культуры

 

 

К числу главных функций форм духовной культуры относят:

  • передача опыта предыдущих поколений;
  • духовная культура – это средство социализации;
  • помощь в воспитании и духовном развитии личности;
  • формирование эстетического вкуса и развитие творческого мышления;
  • источник положительных эмоций, получаемых вследствие наслаждения красотой;
  • нравственный рост и развитие личности, возможность самопознания и изучение окружающего мира через призму творчества;
  • объединение носителей и осознание ими своей принадлежности.

 

 

Мораль как форма духовной культуры

 

 

Регулятором поведения индивидов в обществе, во всех сферах деятельности является мораль. Основу поведения людей составляют определенные ценности, которые эти люди разделяют. Есть общечеловеческие ценности:

— не убивать и не брать чужое;

— оказывать помощь тем, кто в беде;

— трудиться;

— не лгать.

 

На их основе формируются черты человека, которые определяются как достоинства: честность, доброта, скромность, верность, сострадательность и т.п. в противовес им определены и недостатки человека: жадность, обман, трусость, лицемерие и прочие.

 

 

Миф как форма духовной культуры

 

 

Миф – это устное повествование, с помощью которого передавались в первобытнообщинной формации фантастические представления об устройстве мира. Одушевление всего являлось первоначальной формой человеческого мышления. Миф был чем-то связующим между прошлым, настоящим и будущим. В этой форме духовной культуры можно найти зародыши иных форм: религии, морали, знаний и прочих.

 

У разных народов можно встретить сходные темы и мотивы: например, о происхождении Вселенной, календарные мифы. Мифологическое мироощущение выражается в повествованиях, обрядах. Миф продолжает жить в бессознательных структурах психики человека в виде древнейших культурных образов. Миф содействовал социализации человека и консолидации первобытного общества.

 

 

Религия как форма духовной культуры

 

 

Религия является выражением потребности человека ощущать свою причастность к основаниям бытия. Эта форма духовной культуры пришла на смену мифу. Здесь уже обожествлялась не природа, а сверхъестественные силы человека. Религия выражена в соответствующем поведении и культах, которые обусловлены и основаны на вере в Бога или нескольких богов. Религии были племенными, этническими, в настоящее время – мировые. Основой религии является вера в то, что Бог существует, он является Творцом всего существующего, управляет судьбами, мыслями и поступками людей.

 

Религиозная вера состоит из:

  • собственно веры – убежденности в истинности религиозного учения;
  • знаний о наиболее важных положениях вероучения;
  • следование нормам нравственности, которые заложены в требованиях данной религии;
  • соблюдение тех норм и требований, которые установлены для повседневного поведения человека.

 

Основными функциями этой формы духовной культуры являются:

  • религиозное утешение;
  • объединение или разъединение людей или групп;
  • регулирование поведения;
  • коммуникация с Богом и между собой;
  • развитие различных элементов культуры: например, письменности или книгопечатания;
  • элемент протеста.

 

В противоположность религии существует атеизм – отрицание всего сверхъестественного.

 

 

Искусство как форма духовной культуры

 

 

Искусство как форма духовной культуры возникло и существовало одновременно с мифом и религией. Оно является способом реализации потребности человека в выражении самых важных, содержательных, ярких моментов его жизни. В широком смысле искусство – это мастерство, исполнение профессиональной деятельности на высочайшем уровне. В узком понимании – сфера профессионального творчества.

 

В любом случае, искусство – явление социальное, потому что оказывает на личность эстетическое и культурное влияние. Особенность искусства в том, что окружающая человека реальность выражается в художественной форме, причем передается она путем творческого переосмысления, видения, этой реальности, часто с попыткой додумать реальную жизнь.

 

 

Философия как форма духовной культуры

 

 

Философия – это не просто форма духовной культуры, это наука, которая объясняет бытие, осмысливает его, выражает мудрость и доступно объясняет осмысленное. Она возникла в качестве продолжения мифа. Только в мифе мудрость имела формы, которые не допускалось критически осмысливать и находить рациональные доказательства. Философия это позволяет, она смотрит и оценивает мир в реальном человеческом измерении. Эта форма духовной культуры является методологией научного познания. С ее помощью человек может осмыслить место и роль, которую занимает культура в жизни людей.

 

 

Наука как форма духовной культуры

 

 

Наука представляет собой систему знаний, целью которой является усовершенствование мира на основе изученных закономерностей его развития. В науке действительность отображается в виде абстрактных понятий. При этом наука не останавливается на изучении сущности одного факта, она двигается вглубь существенных отношений, которые выражены законами.

 

В результате этого непосредственное бытие как бы рассекается: все случайное, индивидуальное, несистемное, создающее внешнюю видимость, отбрасывается. Наука рассматривает только сущность. Научные законы не соотносятся с категорией времени: прошлое, настоящее или будущее. Они изучают все в относительном покое, поэтому законы – это моменты относительного покоя, которые выделены из массы движущихся явлений и случайностей.

 

 

Образование как форма духовной культуры

 

 

Одним из важнейших направлений деятельности человека является образование. Оно представляет собой целенаправленную деятельность человека, направленную на получение знаний, умений, приобретение навыков или их совершенствование. Основная цель образования – приобщение человека к достижениям цивилизации, передача и сохранение ее культурного достояния следующему поколению.

 

От того, насколько качественно образование в конкретном обществе, зависит нравственное состояние и экономическое, а также политическое развитие этого общества. В современном мире образование является еще и основным из этапов социализации человека.

 

 

Идеология как форма духовной культуры

 

 

Идеология представляет собой систему взглядов и убеждений, установок и ценностей, через которые можно осознать отношение людей к действительности и другим людям, проблемы и конфликты в социальной сфере. Кроме этого, в идеологии содержатся программы социальной деятельности, содержащие меры по закреплению или изменению существующих отношений в обществе (социализм, либерализм и другие).

 

 

Нравственность как форма духовной культуры

 

 

Практическим воплощением требований морали является нравственность. Под ней подразумевают способность человека к самоограничению, самоанализу. Регулировать этот процесс помогают совесть и честь, стыд, долг. Нравственность возникла после того, как миф стал прошлым, символические запреты перестали контролировать деятельность человека, программировать его поступать бессознательно.

 

Сейчас при относительной внутренней независимости человека от природы и коллектива нужен самоконтроль. Главные понятия нравственности – добро и зло – выступают как позитивное, созидательное, приводящее к гармонии, качество личности, с одной стороны, а с другой – разрушительное, агрессивное и эгоистическое состояние индивида. Важным регулятором нравственности является долг. Это необходимость подчиняться другой, более значимой, чем своя, воле, выполняя какие-либо нравственные обязательства. Важнейшее правило нравственности можно сформулировать так: относись к другим так, как к себе самому.

 

Составляющим этого правила является гуманизм – признание того, что человек – это высшая ценность в обществе. В связи с этим требуется переориентация социальной системы в сторону добра и человеколюбия.

 

 

Значение форм духовной культуры для человека

 

 

Значение духовной культуры, во всех ее проявлениях и формах, велико:

  • Усвоение достижений любой из форм помогает приспособится человеку к тем условиям, в которых ему приходится жить.
  • Духовная культура – это источник норм, правил, которыми руководствуется человек и общество. Усвоив эти нормы, человек становится «своим» в окружающем его социуме, ему становится легко ориентироваться в нем.
  • Благодаря усвоению культурных ценностей человек учится разделять значимое и незначительное в своей жизни, это помогает ему делать выбор в непростых жизненных ситуациях. Сохранение ценностей в обществе гарантирует ему постоянное развитие и существование.
  • Наличие общих культурных ценностей сплачивает различные группы людей: от хорошей компании до целого народа.
  • Использование накопленного опыта дает возможность, стимул к дальнейшему творчеству, созданию человеком новых произведений искусства, свершению новых открытий в науке, изобретение чего-то нового и т.п.

 

Таким образом, духовная культура имеет разнообразные формы, которые имеют общую цель – формирование духовно развитой личности, превращение индивидуума в человека и его социализация в обществе.

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Adblock
detector