Функции массовой культуры

Социальная функция массовой культуры

 

Функция направлена на формирование (косвенно, «не в открытую») потребительского сознания. Навязывание или внушение социуму и отдельному человеку определенных мнений и ценностей. Индивид воспринимает это на уровне подсознания (не осознано), благодаря созданному заранее пассивному восприятию массовой культуры. В результате происходит манипулирование личностью и группами.

 

Влияние на социум приводит к использованию социальной функции в идеологических целях. Применяя средства массовой культуры государство формирует выгодные ценностные ориентиры, которые навязываются (внушаются) личности. На этом фоне может сформироваться национальная культура.

 

Массовая культура или поп-культура (популярная) затрагивает развлечения, бытовые отношения, информацию. Эти явления распространяются на подавляющие большинство людей. Продукты поп-культуры попадают в массы через интернет, телевидение, радио, художественные произведения. Эта разновидность общественной сферы оказывает влияние на людей, внушает то, что выгодно заказчику, в некоторых случаях используется в идеологических целях.

Перед тем как рассмотреть функции, кратко обратимся к возникновению и формированию терминологии. Философы и социологи относят появление массовой культуры к рубежу XIX–XX веков. Связано с увеличением влияния населения на экономическую, политическую, управленческую сферу общества.

Развитие средств массовой коммуникации, транспорта увеличило мобильность и скорость передачи информации между людьми. Ценностные ориентиру из локальных превращаются в национальные и международные.

 

Предпосылки поп-культуры выявлены историками и датированы появлением христианства. Широкое распространение верований, ценностей, манеры поведения и одежды. Существовала сокращенная редакция библии для использования населением и детьми. С XVII века развивается книгопечатание, в массы попадают романтизированные произведения. К XIX веку, благодаря появлению телеграфа, радио массовая культура набирает немыслимые обороты.

Впервые употребление термина приписывается немецкому философу М. Хоркхаймером (1941 год) и ученому из Америки Д. Макдональду (1944). Главный критерий, по их мнению, что это культура абсолютно для всех. Доступность ценностей и ориентиров связана с легкостью восприятия и получения. Понимание поп-культуры возможно без особого образования, навыков или умений.
Распространение массовой культуры на все человечество позволяет использовать её в определенных целях, как положительных, так и отрицательных. Выделены функции поп-культуры.

 

 

Рекреационная функция массовой культуры

 

Считается, что именно рекреационная (рекреативная) функция является основной для поп-культуры. С помощью нее человек проводит свой досуг. Она позволяет восстановить физическое, психологическое и умственное состояние. Современный мир диктует быстрый и напряженный темп жизни, который выматывает человека. Массовая культура способна дешево и в короткие сроки обеспечить досуг. Постоянная востребованность досуговой (развлекательной) сферы приводит к ее развитию.

 

Существует и низкоуровневая разновидность развлечений (примитивные романы, типичные сериалы и телешоу). В противовес им можно привести пример познавательных передач, документальных фильмов, которые являясь поп-культурой, способны образовывать и просвещать человека.

Рекреационная функция переплетается с релаксационной. Разница заключается в том, что рекреация подразумевает восстановление психического и физического состояния, а релаксационная функция направлено только на расслабление и снятие стресса.

 

 

Компенсаторная функция массовой культуры

 

Позволяет человеку «погружаться» в вымышленный мир, где чувствуешь себя значимым, способным влиять на ход событий, цели достигаются быстро и легко. Человек отвлекается или даже бежит и настоящего мира, пытаясь компенсировать неудачи и недостатки реальной жизни. Искусственно созданный мирок из приближенных к реальной жизни деталей ежедневно затягивает потребителя в свои сети. Причем реципиент, чаще всего, не осознает, что он компенсирует свои недостатки и недостатки окружающей реальности, погружением в сюжет книги или сериала.

Другая форма компенсаторной функции проявляется в следующем. В случае постоянного вмешательства государства в культуру, она начинает разделятся на «транслирование идей государства (идеологию)» и замаскированное «выпускание пара» через сатиру и иронию, которую не способны уловить официальные критики и эксперты.

 

 

Коммуникативная функция массовой культуры

 

Особенность заключается в том, что простота трактовок, доступность и повсеместность элементов поп-культуры сплачивают вокруг себя группы людей, которым близки одни ценности, смыслы и «верования». Проблема заключается в трансляции этих ценностей. Используя механизмы массовой культуры можно привносить в сознания населения идеи, выгодные человеку, торговой компании или государству. Они могут быть агрессивными или просветительскими. За счет этого происходит коммуникация общества и власти, например.

Обратный пример, когда народные художники, писатели или режиссеры театра и кино пытаются через произведения донести в «верха» положение и настроение народных масс. Стихи С. Есенина о русской деревне, фильмы А. Балабанова о суровых реальностях жизни в «девяностые».

Массовая культура является частью коммуникации, выступая примером взаимодействия или даже субъектом общения. Человек коммуницирует с элементами масскульта, восполняя нехватку живого общения в реальной жизни.

 

 

Адаптационная (адаптивная) функция массовой культуры

 

Человек адаптируется к окружающему тяжелее чем животные. Причиной является отсутствие закрепленной экологической «ниши» (из-за особенностей биологических и эволюционных процессов). Это привело к отмиранию некоторых инстинктов, отвечающих за ведение естественного жизненного процесса (как у животных). Желание комфортного существования привело к созданию искусственной культурной среды, правила и нормы которой выработаны людьми и не приносят им вреда. Чтобы не быть «белой вороной», с раннего детства и до конца жизни индивид проходит адаптацию.

Функция направлена на приспособление (адаптацию) личности к современным общественным процессам, выступая на ровне с элементами социализации и самоопределения личности. Чаще всего происходит внушение или навязывание общепринятых норм через продукты массовой культуры (радио, телевидение, СМИ). Человек неосознанно (пассивно) впитывает социальные нормы и считает их «аксиомами».

 

 

Образовательная функция массовой культуры

 

Несмотря на постоянную критику поп-культуры она способна и обучить человека новым полезным занятиям, просветить или образовать. Механизмы масскульта (радио, книги, сериалы, блоги, теле-шоу) легким и понятным языком доносят сложные научные концепции. Для детей особую значимость в познании окружающего мира представляют мультфильмы («Смешарики», «Маша и Медведь», «Фиксики»). Они используются не только в развлекательных целях, но и помогают ребенку освоить коммуникативный процесс, объясняют детским языком технику безопасности, формируют ценностные ориентиры (патриотизм, уважение старших, вежливость). Мультфильмы развивают критическое мышление, учат читать, считать, писать, помогают с изучением иностранных языков. Главное правило – выбирать правильные мультики.

Взрослый человек пользуется образовательной функцией массовой культуры осознано и намеренно.

 

Современное развитие интернет площадок, телеграмм и ютуб-каналов позволят получить высшее или дополнительное образование, освоить новую профессию. Скучные исторические лекции и сложные для восприятия научные гипотезы переформатировались в беседу на простом языке. Вместо бессмысленного теле-шоу, которое только отвлечет от реальной жизни, можно смотреть документальный фильм.

 

Интеграционная функция массовой культуры

 

Сближение людей на фоне общих интересов, к примеру общество любителей книг Стивена Кинга. Потребляя один (общий) продукт масскульта формируются одинаковые интересы, ценности, точки зрения. Поклонники сериалов устраивают костюмированные вечеринки, примеряют роли любимых героев, разделяя их мировоззрение, взгляды (в том числе политические). Фаната музыкальной группы или артиста приходят на концерты. Примеры описывают процесс объединения людей в малые группы на фоне интересов, выработанных механизмами поп-культуры.

Формирование крупных объединений связано с общекультурными или общенациональными интересами. Например, болельщики олимпийской сборной России. Использование элементов масскульта позволяет населению страны объединиться на время соревнований и быть единой группой поддержки спортсменов.

 

 

Воспитательная функция массовой культуры

 

Функция схожа с образовательной, ведь механизмы масскульта обучают человека чему-то новому. Разница заключается в следующем. Образование включает добровольный процесс приобретения новых знаний, умений, навыков. В ходе обучения повышается уровень развитости, эрудированности, теоретической, либо практической подготовки. Процесс воспитания направлен на социализацию личности (комфортное вхождение в общественные отношения). Индивида целенаправленно знакомят и обучают общепринятым социальным нормам и ценностям.

 

В ходе воспитания вырабатывается определение «черного и белого», полезности обществу, уважения к старшим. К примеру, в результате образования изучается иностранный язык, а в результате воспитания мы понимаем, что нужно защищать слабых.

Упрощая вышесказанное, воспитательная функция заключается в трансляции поп-культурой ориентиров «добра и зла». Разница в том, что понимает масскульт под добром, а что под злом. Вмешательство идеологии в культуру может размыть эти понятия и воспитать общество с выгодными ценностями.

 

 

Релаксационная функция массовой культуры

 

Современные элементы массовой культуры располагают множеством средств, позволяющих расслабиться. Релаксация направлена на снятие психического напряжения, позволяет перебороть стресс. Просмотр детектива или комедии, чтение романа, погружение в виртуальную реальность компьютерной игры отвлекает человека от суровых реалий жизни и бытовых проблем, позволяя мозгу расслабиться и не о чем не думать.

Процесс релаксации может происходить пассивно, в ходе досуговой функции масскульта или активно, когда человек имеет потребность в этом и специально читает книгу, смотрит фильм или TV-шоу, чтобы отвлечься.

Действенным средством релаксации является игра, в разных формах. Суть в имитировании жизненных процессов и реализация своих невоплощённых желаний и идей.

 

 

Выделить характерные признаки той или иной функции массовой культуры сложно, ведь она затрагивает все сферы жизни человека и общества. Функции масскульта не могут воплощаться отдельно, они действуют совокупно. Воспитательная прочно связана с идеологической и образовательной, компенсаторная невозможна без рекреативной и релаксационной. Культурологи и социологи выделяют и другие функции, но все они оказывают комплексное воздействие на развитие личности и общества.

Современное информационное общество возвысило массовую культуру среди других форм. Механизмы элитарной культуры считаются зазорными и неприемлемыми. Но с учетом развития медиа культуры (подвид массовой), продукты элитарной интегрируются и транслируются масскультом в доступной для широкой публики форме.
Широкий спектр функций позволяет массовой культуре незамедлительно реагировать на потребности человека и общества, что выделяет ее на фоне высокой культуры. Она всегда актуальна в результате постоянного взаимодействия с массами.

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Adblock
detector