Направления в искусстве
Искусство за все время своего существования постоянно видоизменялось и обретало все новые формы и выражения. Какие-то художники черпали вдохновение в прошлых веках, создавая что-то новое на базе старого, а кто-то изобретал совершенно другие направления, не похожие ни на что ранее существовавшее.
Contents
Направления в искусстве Средневековья
Искусство во времена Средневековья служило религии. В этот период художники творили произведения для церквей разных конфессий. Светское искусство имело место, но не играло столь значительной роли.
Романский стиль
Это направления средневекового искусства существовало с конца 10 по 12 век. Зарождалось оно в ходе разделения Европы на небольшие государства с феодальным строем. Своим названием этот стиль обязан заложенным в его основу принципам древнеримского искусства. В нем были сходства с античной культурой: монументальность строений, та же эстетика в архитектуре.
Основными признаками романского стиля являются:
- здания больших размеров, выполненные полностью из камня;
- сводчатые арки полукруглой формы;
- толстые стены;
- рельефность;
- росписи на стенах;
- плоские изображения.
Это направление использовалось при строительстве феодальных замков, храмов и монастырских комплексов.
Романский стиль в живописи открыл дорогу художникам в изображении человека. Это были святые и библейские герои. Значительную роль в украшении храмов играли в то время фрески и витражи.
В литературе романский стиль также нашел применение. В это время произошел расцвет героического эпоса. В основе его лежали народные сказания и песни о смелых героях, которые побеждали различных чудовищ и колдунов.
Готический стиль
Временной период этого направления охватывает 12-15 вв. Свое название стиль получил от слова готы, так именовались северные варварские племена.
Церковь продолжала иметь большое влияние на все сферы жизни общества. Готический стиль начал свое развитие буквально в ее стенах.
Основное отличие архитектуры этого направления от других заключается в наличии устойчивого каркаса. Здания, созданные в этом стиле, состояли из следующих элементов:
- продолговатых прямоугольных ячеек (травея);
- 4 арок и столбов;
- твердого каркаса свода, имеющего крестообразную форму;
- аркбутанов (арок, служащих опорой для сооружения);
- контрфорсов (столбов, которые располагались снаружи строения);
- окон с мозаикой в арочном стиле.
Это направление использовалось не только при строительстве религиозных сооружений: со временем эта тенденция распространилась на жилые дома, особняки и замки.
Готический стиль оказал влияние и на скульптуру: изображаемые мастерами фигуры стали более динамичными по сравнению с романским стилем. Большую роль начинает играть сюжет. Деятели искусства изображают сцены из жизни святых в своих творениях.
Большое место в этом направлении отводилось витражам. Фрески, которые были распространены в романском стиле, украшали стены замков и дворцов.
Направления в искусстве 17-го века
В искусстве 17 в. отразилась сложность того времени, когда феодальный строй постепенно разрушался, уступая место капитализму. Для этого периода характерен синтез разных видов искусства. Так, скульптура начинает соседствовать с архитектурой.
Барокко
Это направление в искусстве 17 в. характеризуется пышностью и торжественностью. Произведения этого периода обладают экспрессивностью, им свойственны необычные формы. Человек начинает восприниматься как часть мира, личность, которая подвержена внутренним конфликтам.
Архитектура в стиле барокко отличалась обилием колоннад, разнообразных украшений на фасадах и внутри зданий. Часто использовались при строительстве многоярусные купола. На смену строгой геометрии приходят сложные формы, асимметрия и кривые линии.
В скульптуре продолжила свое развитие динамичность. Мастера по-прежнему создавали произведения на основе библейских сюжетов, но статуи и композиции отличались большими эффектностью поз и выражением эмоций.
В живописи зачастую фигурировали сюжеты, связанные с религией и мифологией. Художники также изображали парадные портреты.
Классицизм
Для этого стиля в искусстве характерны строгие формы и гражданская тематика. Эталоном для этого направления стал античный стиль. В классицизме логика и разум торжествуют над эмоционально-чувственным началом.
Основные признаки архитектуры классицизма – регулярность планировки, четкость форм, симметричность композиции, сдержанность в украшении.
Скульптура в эпоху классицизма стала отличаться сдержанностью и чистотой линий. В этот период популярность обрели публичные памятники, которые олицетворяли доблесть воинов и мудрость правителей.
Большое влияние классицизм оказал на литературу. В этот период пропагандировалась идея победы разума над чувствами. Конфликт долга и страсти был основным для сюжетов в литературе.
Реализм
В 17 в. это направление искусства затрагивает живопись. В этот период появляется отдельное течение – караваджизм, выступавшее за реалистичность образов. Многие голландские художники также подхватили эти идеи. Становится популярным бытовой жанр в живописи. Кроме того, распространение получает натюрморт.
Итальянские, испанские и французские художники также творили в духе реализма в этот период.
Направления в искусстве 18-го века
В эту эпоху совершалась глобальная перестройка общественных и государственных устоев. В искусстве стал играть очень большую роль реалистичный взгляд на мир. Через свои творения мастера обличали пороки общества, выражали освободительные идеи.
Рококо
Этот стиль характеризуется затейливостью и изяществом. В основном это направление развивалось в небольших салонах, не стремясь к крупным масштабам и величественности. Для планировки была характерна асимметрия. Помещения внутри были часто округлой формы.
Основные признаки рококо:
- декоративность;
- утонченность и изысканность;
- акцент на деталях;
- элементы восточной культуры в помещениях;
- использование сюжетов мифов и пасторалей;
- лепнина, позолоченные вещи и орнаменты в комнатах.
Классицизм
В 18 в. это направление становится распространенным по всей Европе. Архитектура принимает новые виды особняков, парадных общественных зданий, открытой городской площади. Мастера начали искать новые формы архитектуры без ордеров и стремиться к простоте.
Классицизм этого столетия был пропитан революционным настроением, но это было свойственно только Франции.
Реализм
Художники этого столетия заинтересовались образом человека. Общественные настроения отразились на их творчестве. Возрастание гражданского самосознания увеличивало их интерес к настоящему человеку, вне его официальной жизни с разделением на сословия. Художникам стала важна обычная жизнь людей.
В литературе в этот период появлялся новый метод – просветительский реализм. Своей задачей его теоретики видели демократизацию литературы. В это время героем произведений становится обычный человек, действующих в реальных обстоятельствах.
Сентиментализм
Этот стиль возник во второй половине 18 в. В его основе лежал культ страсти и чувств, он восхищался простотой и наивностью в человеке.
Это направление в литературе взывало к эмоциям читателей. Главным качеством героев является способность сопереживать. Авторы использовали простых людей в качестве действующих лиц, фокусируя внимание читателей на внутреннем мире человека, а не на его статусе в обществе. Писатели через свои творения хотели утешить обычных людей, которые испытывали на себе множество трудностей и горестей.
Направления в искусстве 19-го века
Новая эпоха ознаменовалась утверждением капиталистического способа производства. Искусство становится все более светским.
Ампир
Этот стиль в архитектуре пришел на смену классицизму. Для него были характерны монументальность в сочетании с изящными декоративными элементами. В ампире часто использовалась военная символика (лавровые венки, доспехи и др.).
В отличие от классицизма с его чистотой и лаконичностью, ампир нес в себе пафос и театральное великолепие.
Романтизм
Это направление возникло как реакция на революционные движения во Франции и идеалы эпохи Просвещения. Одной из основных идей романтизма является противопоставление двух миров – реального и воображаемого. Художники в ту пору в своих произведениях словно убегали от действительности буржуазного общества.
Романтизм также возвеличивал уникальность личности.
В живописи одним из распространенных жанров был пейзаж. Художников в нем привлекала идея контраста между величием природы и беспокойной душой человека. Они также любили демонстрировать в своих картинах буйство стихии, которое отображало мятежный людской дух.
Критический реализм
Главная черта этого стиля – правдивое отображение действительности. Особое внимание художники уделяли именно проблемным моментам общественной жизни. Их стала интересовать несправедливость, царящая в мире, которая часто угнетала простых рабочих людей.
Это направление реализовывалось в живописи, музыке и литературе. Основным жанром этого направления в литературе становится социальный роман. Европейские и русские писатели в своих произведениях привлекали внимание к проблемам в жизни простого человека.
Импрессионизм
Этот стиль зародился в конце 19 в. Он характеризовался применением абсолютно новых техник и методов в живописи, литературе и музыке. Художники и другие мастера были сосредоточены на передаче подвижности и непостоянства реального мира в своих творениях. Для них стали играть большую роль эмоциональные переживания по поводу увиденного ими.
В живописи художники отказались от академической манеры: у предметов перестали прорисовывать контуры, с картин почти полностью исчез черный цвет, не применялась палитра для смешивания цветов. Представители этого направления отказались от изображения общественных проблем – их произведения были полны радости, легкости и восхищения моментом.
Модерн
Этот стиль в искусстве так же, как и импрессионизм, занял свои позиции в конце 19 в. В архитектуре стали появляться новые линии и изгибы, на использование которых творцов вдохновляла природа. Начали также применять новые материалы – стекло и металл.
Большое место в модерне занимает декор. Одним из основных мотивов в украшении был растительный, однако преобразованный так, что сам источник вдохновения не всегда четко просматривался. Плавность линий – одна из главных особенностей архитектуры модерна.
Направления в искусстве 20-го века
В 20 в. на искусство огромное влияние оказывали события, происходящие в мире: войны, революции, экологические катаклизмы и покорение космоса. Кроме того, на искусство сильное воздействие имеет политика. Традиции прошлого отбрасываются – художники начинают творить без границ. Появляется множество новых авангардных стилей в искусстве.
Фовизм
Главная тема этого направления – сочетание цветов. На картинах художников в основном встречались «чистые» и контрастные цвета (желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовые и др.). Для фовистов большую роль в творчестве играли инстинкты человека, которые, по их представлениям, всегда главенствуют над разумом.
Кубизм
Представители этого направления изображали предметы в виде геометрических фигур. Они отрицали идею 3-мерной реальности, противясь тому, чтобы их картины напоминали фотографии.
Орфизм
Это течение было одной из первых форм беспредметного искусства. Художники этого направления брали за основу переплетающиеся между собой геометрические фигуры контрастных цветов.
Футуризм
В основе этого направления лежат динамичные абстрактные формы, вдохновленные техническим прогрессом, шумом и движением в городах, грубыми поверхностями. Футуризм проник и в графический дизайн: под влиянием этого течения менялось представление текста на страницах книг. Зачастую он был наклонен или составлен из различных блоков.
Экспрессионизм
Представители этого течения в искусстве стремились показать в своем творчестве духовный мир человека, его переживания. Произведения экспрессионистов зачастую выглядели странно и противоречиво. Для творений художников этого стиля характерно использование ярких цветов, самовыражение, передача сильных эмоций.
Абстракционизм
Это течение стремилось как можно дальше уйти от традиционного представления реальности. Предметы представлены в нем совсем иначе, чем в действительности. Стимулом к возникновению этого течения в искусстве стала музыка. Художники-абстракционисты стремились получить тот же эффект от их картин, что оказывает на человека музыка.
Сюрреализм
Художники-сюрреалисты исследовали подсознание человека. Большое воздействие на их творчество имела теория психоанализа Фрейда. Представители этого направления часто за основу своих картин брали образы из своих снов. Этот стиль нелогичен, нерационален, переменчив, парадоксален и символичен.
Направления в искусстве 21-века
Обычно под современным искусством понимают направления, образовавшиеся в конце 20 в. В это время стали более значимыми личность художника и концептуальный смысл его творений, нежели сами произведения. Художники стали задумываться о том, что такое искусство и с помощью каких средств его можно выразить.
Движение китча
Это движение зародилось в конце 1990-х гг. Его основателем считается Одд Нердрум. Китч-художники противопоставили себя традиционным художникам, которые ставят на первый план концепции и идеи, а не красоту, воспринимаемую чувствами. Представители этого направления считают китч не одним из течений искусства, а целой философией.
Метамодернизм
Это направление пришло на смену постмодернизма. Его теоретик, художник Люк Тернер, описывает это течение как сочетание несочетаемого. Оно появилось как реакция на кризисы и изменения, происходящие в мире (климатические, финансовые, военные).
Основными чертами метамодернизма называют деконструкцию, иронию, стилизацию, релятивизм и нигилизм.
Стрит-арт
Этот стиль искусства имеет ярко выраженный урбанистический характер. Главная составляющая стрит-арта – это граффити. Кроме того, к этому течению относят трафареты, скульптурные инсталляции и др.
Виртуальное искусство
Это направление возникло вследствие влияния технических средств на искусство. К нему относятся стереоскопические очки и экраны, цифровая живопись и скульптура, объемный звук. костюмы виртуальной реальности и т.д.