Народы Дагестана

Дагестан – самый многонациональный регион РФ. Согласно статистике 2019г., население 3млн. 86 тыс. 126 чел. Республика занимает 13-е место по численности населения среди субъектов РФ и 3-е по количеству новорождённых. Государственными языками признаны языки всех народов, проживающих на ее территории.

 

Численность и национальный состав народов Дагестана

 

Исконное население: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты (татские евреи), табасаранцы, рутульцы, русские, ногайцы, цахуры и чеченцы-аккинцы.
В Республике Дагестан нет базовой нации, самая многочисленная – аварцы, за ними даргинцы, кумыки, лезгины и так далее.

 

Аварцы

 

Коренные жители Республики Дагестан. Нарицательное название – маарулал. Их численность 850 тыс. чел. и составляет 29% населения. Также вмещают в себя более 57 тыс. чел. андо-цезских народов и малочисленного – арчинцев (90 чел.)
Большинство аварцев обитает в Дагестане, а также небольшие группы в Чечне, Калмыкии, по всей территории России и за рубежом.

 

Проживали сельскими общинами с патриархальным укладом. В семье разрешены кровнородственные союзы – тухумы. Основа внутрисемейных отношений – шариат. Основные качества: взаимовыручка, гостеприимство, кровная месть, уважение и почитание старших, строгое соблюдение норм этикета и законов.

 

Селились аварцы на высокогорье небольшими группами до 50 домов, на горных склонах и вершинах хребтов, уступах поселения были гораздо крупнее, до 500 домов. Высота дома достигала 5 этажей с отдельным входом на каждом. Дома имели вид башни из камня с плоской земляной крышей и располагались стеной и располагались очень близко друг к другу.

 

Что касается веры, то аварцы относятся к мусульманам-сунитам шафиитского учения.

 

Основные занятия: производство ковров, обработка кожи и выделка войлока, а также кузнечное, ювелирное и оружейное дело.

 

 

Даргинцы

 

Собственное название – дарган. Численность – 330 000 человек, что составляет 16% населения. Также в состав даргинцев входят кайтагцы (5 чел.) и кубачинцы (88 чел.). Большинство проживает в центральной части Дагестана, от высокогорья до равнин.

 

 

Даргинцы относятся к мусульманам-суннитам шафиитского учения. Сохранились доисламские верования и обряды.
Занимаются скотоводством и земледелием, изготовлением изделий из кожи, шерсти, дерева и камня, производство оружия и ювелирных изделий, литье из бронзы и меди, а также кузнечное дело, золотая и шелковая вышивка.

Социальная основа – сельская община (джамаат). Семья не большая, но иногда встречаются тухумы.

Горные поселения с узкими улочками и высокими домами (от 2-х этажей и выше), в предгорье более просторные улицы и дворы, дома одно- и двухэтажные.

 

В одежде мужчины соблюдают дагестанские традиции. Женская одежда с отделкой из серебра и вышивки, состоит из платья-рубахи, штанов, обязательного головного убора.

 

Кумыки

 

Численность – более 260 тыс.чел., что составляет 13% населения. Нарицательное название – къумукъ. Территория проживания – предгорье Дагестана и Терско-Сулакская низменность. Также есть кумыкская община в Турции, небольшие поселения есть в Северной Осетии и в Чечне, большое количество проживает в областях РФ.

 

Традиционная семья представляет собой общину из 30 чел. Но с начала XIX века, преобладает небольшая семья, при этом сохраняется тесная связь с родственниками по отцовской линии (тухум). Личная собственность в семье имелась только у женщин и состояла из калыма (приданого), остальное имущество принадлежало всей семье. Если семья распалась, то калым не делится. Воспитание детей возлагалось на женщин, публичное проявление родительской любви запрещалось. Очень часто мальчики воспитывались в чужих семьях.

 

Жильё – большой каменный дом с множеством комнат. Равнинные поселения отличались одноэтажными постройками, в горах двухэтажными.

 

 

 

Основная часть относится к мусульманам-суннитам шафиитского учения. Некоторые из них являются последователями ханбалитского учения. Небольшое сообщество последователей шиитского направления ислама проживает на территории Турции.

 

Национальная одежда не сильно отличалась от одеяний иных народов Дагестана и северного Кавказа.

 

Занимались земледелием, разведением скота, рукоделием и торговлей.

 

Национальные блюда: хинкал, шашлык, шорпа и долма.

 

Лезгины

 

Один из кавказских народов, занимающий приграничье Дагестана и Азербайджана. Численность лезгинов – 250 тыс.чел., что составляет 12% населения. Часть проживает на территории Казахстана, Турции, Киргизии и других стран.

 

Основная часть дагестанских лезгин – мусульмане-сунниты шафиитского учения с элементами доисламских верований. Народ имеет очень богатый фольклор: сказания, песни. Национальный танец «лезгинка» стал популярным у всех кавказских народов.

 

Социальная основа – сельская община (джамаат). Семьи не большие, но до ХХ века сохранялись тухумы (большие патриархальные семьи).

 

 

 

Жилище – беленое, каменное здание прямоугольной формы высотой в один или два этажа (на равнине) и два и более этажа (в горах), с отдельными входами на каждом. Покрыты дома земляной крышей и имеют небольшой внутренний двор. На нижнем ярусе располагается хлев или закрытый двор, остальные предназначались для жилых комнат.

 

Занятия: земледелие, разведение скота. Так же развивалось рукоделие (изготовление изделий из пряжи, сукна, войлока, кожи) и ювелирное дело, изготовление оружия и кузнечное ремесло.

 

В рационе преобладает растительная (зерновые и бобовые культуры), а также белковая (мясо, молоко) пища. На праздники принято готовить плов, изделия из слоеного теста.

 

Лакцы

 

Собственное название народа – лаку-чу, лак. Большая часть проживает в центральной части Дагестана. Их численность – 139 тыс.чел, что составляет 5% от всего населения Республики. Представители народа проживают также: в Турции, на Украине, в Азербайджане, Казахстане, Туркмении, России и др.
Лакцы являются последователями основного направления ислама – сунна. Частично сохранены доисламские верования, обряды, представления. Национальные праздники: Новый год, начало весны и сбор урожая.

 

 

 

Основа социума – сельские общины (джамаат), управляемые советом старейшин. Имели место родственные группы по линии отца (тухумы), община делится на сословия. Сохраняются обычаи кровной мести, взаимопомощи, гостеприимства.
Поселения располагались на склонах гор, современный народ селится на равнинах. Дома представляют собой двухэтажное здание с небольшим балконом. На нижнем ярусе располагаются хозяйственные помещения, а на втором – жилые.

 

Национальная одежда мужчин – рубаха-туника, кафтан или полукафтан, штаны. У женщин – платье-туника и штаны. Обувь из кожи и войлока. Головы покрыты платками и длинными покрывалами.

 

Основа рациона состоит из молока, мяса и молочных блюд. Картофель и овощи стали популярны в ХХ веке. Хлеб выпекали в специальной печи из глины, расположенной во дворе.
Занимались разведением скота и земледелием. Широко развито рукоделие, производство керамической посуды, ювелирное и гончарное дело, изготовление обуви. Некоторые поселения славились кондитерскими изделиями и торговцами.

 

Азербайджанцы

 

Собственное название – азерилер или азербайджанлылар. Основная часть населения проживает на территории отдельного государства – Республики Азербайджан, а также на территориях других стран: Украина, Россия, Иран, Грузия и др. На юго-востоке Дагестана проживает 88 тыс.чел., что составляет 4% населения Республики.

 

Национальное жилье – дом, построенный из глины, речного камня и известняка, с плоской крышей. В доме имелось две печи: одна для выпечки хлеба – тендир, а вторая для приготовления другой пищи – оджаг.

 

 

 

Большая часть является последователями ислама шиитской ветви (имамиты). Но существуют отдельные группы – мусульмане-сунниты ханафитского учения.

 

Занятия: разведение скота, земледелие и выращивание тутового шелкопряда. Славились производством шелка и сукна, войлока и ковров, рукоделием. Также развиты были обработка камня и дерева, изготовление посуды и керамики, а также ювелирное дело.

 

Рацион состоит в основном из мучных изделий. Распространены также похлебка из баранины, молочные продукты, рис, специи и фрукты.

 

Табасараны

 

Один из народов, населяющих юго-восточную часть Дагестана. Собственное название – «табасаран» или «кабган». На территории республики проживает около 110 тыс.чел., что составляет 4,5% населения. Небольшие поселения находятся на территории Махачкалы и в регионах РФ.

 

Основная часть – мусульмане-сунниты шафиитского учения. Есть также приверженцы ханафитского учения. Частично сохранились доисламские верования: магические обряды, преклонение перед предками, могилами святых, культ огня и камней.

 

 

Основной социальной ячейкой были тухумы. Браки между родственниками до 7 поколения строго воспрещались. В семье принято уважительное отношение к женщине.

 

 

 

Как и большинство дагестанских народов, табасараны занимались выращиванием скота и земледелием. Развивалось гончарство, рукоделие, кузнечное дело, изготавливали ковры и деревянные изделия.

 

Основной рацион состоит из мучной, белковой и растительной пищи с применением большого количества трав. Национальный напиток – айран.

 

Русские

 

Большую часть населения РФ составляет восточнославянский народ – русские. В Дагестане проживает около 150 тыс.чел., что составляет более 5% населения.

 

Происхождение народа уходит своими корнями IX-X века, во времена объединения киевскими князьями восточнославянских племен.

 

Отдельно можно сказать о казачестве. Они занимались охраной приграничья. Войско было сформировано из разных народов. Большинство казаков были последователями православия.
Культура и рацион зависели от региона проживания и сословия. Общей чертой было употребление в пищу меда и приготовление хмельных напитков.

 

Основная хозяйственная деятельность: земледелие, разработки руды в горах и создание крупной промышленности. В эпоху развития индустрии, занимаются развитием образования и научными исследованиями.

 

Основными качествами русского народа являются – помощь всем нуждающимся, общие застолья, которые были не только отдыхом, но и местом общения и знакомства. Нормы поведения определись общественным мнением. Жизнь протекала в рамках общины, которая занималась решением вопросов, касающихся нравственности, хозяйства и самоуправления.

 

Вне зависимости от региона проживания, традиционная русская семья представляла собой многодетную ячейку общества, главным был обязательно мужчина, который контролировал весь жизненный уклад семьи. Современные семьи отличаются небольшим количеством детей. Народные традиции сохранились только в деревнях.

 

К национальным занятиям относятся: плетение кружев, вышивка, изготовление керамики, развито ювелирное, токарное и оружейное дело, обработка дерева и бересты. Фольклор богат и разнообразен: от былин до стихов и песен.

 

Чеченцы-аккинцы

 

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

 

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

 

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

 

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

 

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

 

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

 

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

 

Ногайцы

 

Название и формирование народа произошло во времена правления правителя Золотой Орды – Ногая в XIII веке. Собственное название – ногай, ногайцы. Некоторые представители называют себя карагаш или караногай.

 

Большая часть проживает на территории Кизлярских пастбищ и Ногайской степи, которая занимает часть Дагестана, Ставрополья и Чеченской Республики. На территории Дагестана проживает 38 тыс.чел., что составляет 16% населения. Также ногайцы проживают на всей территории Северного Кавказа и Карачаево-Черкессии, а также в Чечне.

 

Вера – ислам суннитского толкования. Сохраняются и доисламские вероучения: поклонение природным силам, духам, предкам. Народный фольклор богат песнями, частушками.
Ногайцы – кочевники, поэтому живут в юртах. Терме – большая юрта складывалась из орехового каркаса с широкой дверью, верх с окном-дымоходом имел форму полусферы. Отав – малая юрта легче и поэтому перевозить ее можно как шатер, но с конца XIX века, отав используют в качестве свадебного шалаша.

 

 

Занятия: разведение и продажа скота, верблюдов, овец, лошадей и птиц. Охота на пушного зверя и ловля рыбы, изготовление сукна и войлока, ковров и головных уборов, а также обуви. Широко было развито земледелие. Взращивали множество зерновых культур и злаки, а так же занимались разведение пчел, выращиванием фруктов и бахчевых культур. ХХ век – время активного развития газовой и нефтяной промышленности.

 

Рацион: мясо, колбасы, пельмени, сыры, пироги. Национальные напитки: чай, кумыс, айран и другие.

 

Агулы

 

Собственное название народа – агулар, что означает «жители Агула», реже – агул шуй. Дагестанский народ, численностью – 23,3 тыс.чел., что составляет менее 1% населения, проживающий на юго-востоке Республики в труднодоступных ущельях. Также небольшие группы живут на территории регионов России.
Агулы разделяются на 4 этнографические группы, проживающие в 4-х ущельях: хлюкдере, хушандере, курахдере, агулдере.

 

Форма общества – сельская община, имеющая отдельную территорию и собственное хозяйство. Семья строилась на основе тухума – патриархальном, кровнородственном объединении.
Агулы, как и большинство дагестанских народов, мусульмане-сунниты шафиитского учения. К народным праздникам относятся начало полевых работ, сбор урожая и т.д. Фольклор богат лирическими песнями, плачами, сказками, пословицами и поговорками, а также разнообразными танцами. Широкое развитие получило декоративное искусство, резьба по дереву и камню.

 

Традиционная одежда имеет такой же тип, как и у других дагестанских народов. Поверх одежды, мужчины одевали кожаный пояс, украшенный серебром. Женская одежда состоит из платья-туники, ярких шаровар, поверх – матерчатый пояс. Голова покрыта платком и покрывалом, волосы убраны в специальный мешочек.

 

Основной рацион состоит из белковой и мучной пищи (хинкал, пироги, сыр) и не имеет отличий от пищевых предпочтений другого населения Республики.

 

Селения агулов были оснащены высокими стенами, смотровыми и оборонительными башнями, которые сообщались между собой подземными ходами. Дома устанавливались ярусами, плотно прилегающими друг к другу с узкими улочками, напоминающими лестницы.

 

Национальными занятиями были земледелие и скотоводство. Также выделывали кожу, обрабатывали шерсть. На сегодняшний день агулы, переселившиеся на более равнинную местность, занимаются выращиванием винограда, фруктов, овощей. В горах более популярно изготовление ковров.

 

Рутульцы

 

Народ, проживающий на юго-западе Дагестана и северо-востоке Азербайджана. Их численность – 24 тыс.чел., что составляет менее 1% населения Республики. Небольшие группы населяют территории Калмыкии, а также некоторые области России. Нарицательное название – рутул, хновцы, мых абдыр.
Рутульцы проповедуют ислам суннитской ветви шафиитского учения. Мусульмане-сунниты стали появляться среди рутульцев в VII веке.

 

Среди народа была принята малая форма семьи, но иногда сохранялись и патриархальные большие семьи. Главы отдельных семей тухума, на общем совете решали вопросы, связанные с заключением браков и др.

 

Национальная одежда мужчин – длинная рубаха-туника, не широкие штаны, черкеска или папаха. У женщин – длинный халат, в поселениях, ближе к границе с Азербайджаном – короткая кофта и широкая длинная юбка. Голова покрыта платком, волосы убраны в наволосник. Отделка женской одежды выполнена с большим количеством серебряных украшений.
Поселения образовывались в труднодоступных местах, с большим количеством башен и крепостными стенами. Дома строились одно- или двухэтажные с небольшим двором, где располагались хозяйственные помещения.

 

Основным занятием является разведение скота и земледелие. Развито рукоделие, производство керамики, изделий из камня, меди, серебра и т.д.

 

В основе рациона мучная и белковая пища. Хлеб выпекался из пресного или кислого теста. Самые распространенные блюда: хинкал, каши из проса и толокна, разнообразные пироги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика