Народы Краснодарского края
Густонаселенный, щедро наделенный природными ресурсами и благодатным климатом Краснодарский край, занимающий 41 место среди регионов России по площади (75 485 кв. км.), по статистике держит сегодня 3 место в стране по численности населения (5 603 420 чел.) после Москвы, и соответственно Московской области.
Основу многонациональной и многоязычной семьи народов (124 этноса), проживающих в этом южном российском регионе, составляют русские (4 522 962 чел.). В процентном соотношении доля русских жителей края составляет 86,54%.
Здесь проживает также 281 680 армян, что составляет 5,39% от общей численности жителей края, 83 746 украинцев (1,6%), 24 840 местных татар (0,48%), 22 595 понтийских греков (0,43%), 17 826 этических грузин (0, 34%), 16 890 белорусов (0,32%).
В крае большая диаспора адыгейцев, составляющая 13 834 (0,26%), цыган 12 920(0,25%), немцев 12 171(0,23%), азербайджанцев 10 165(0,19%), турок 8 527(0,16%), курдов 5 899(0,11%), черкесов 5 258(0,1%), молдаван 5 170(0,1%), езидов 5 023(0,1%).
Живут здесь лезгины и осетины, шапсуги и корейцы, ассирийцы и узбеки, чуваши и мордва, чеченцы и евреи, абхазы и болгары, аварцы и кабардинцы.
Русские
Русские – один из самых многочисленных европейских восточнославянских народов, главными чертами характера которых стали сострадание и милосердие, богатый духовный мир и почитание предков, ратную доблесть, традиционные семейные и религиозные православные ценности, они прислушиваются всегда к «голосу совести» и всегда тянутся к всеобщей справедливости.
На Кубани и краснодарской речке Белой русские жители образуют специфическую этнографическую группу историческую общность или сословие кубанских казаков. Большинство казаков являются православными, но есть здесь и старинные старообрядческие общины.
Казаки до революции, при русских императорах занимались охраной внешних рубежей государства. Сегодня они чтят старинные воинские традиции, готовят к службе будущих призывников, воспитывают их в духе патриотизма, поддерживают общественный порядок, охраняют важные инфраструктурные объекты.
Дом для новой семьи казаки строили совместно, что сплачивало сельских жителей. Убранство кухни включало красный угол, полка с иконами, украшенная вышитым рушником, печь, общий стол, лавки и полки, во второй комнате были сундуки с одеждой, комод, зеркало, другая мебель. В привычном интерьере кубанского дома издавна была рамка с важными семейными фотографиями.
У мужчин был повседневный и обязательно военный костюм, в число военного казачьего мундира входила суконная черкеска, широкие штаны из той же ткани, бешмет, башлык, кожаные сапоги и бурка.
Женщины одевались в широкую длинную юбку, отделанную вручную кружевом или вышивкой кофточку. По одежде, качеству ткани, отделке можно было сразу узнать о статусе ее владельца.
Основой рациона казачьих семей был хлеб из пшеницы, овощи и рыба, сало и мясо, любимыми блюдами издавна здесь считаются борщ с кислой капустой, галушки и вареники.
Казаки на Кубани всегда славились кроме военного дела своими талантливыми ремесленниками, умеющими работать с глиной и деревом, металлом и камнем. Здесь всегда было много гончаров и кузнецов, одни обеспечивали всю округу глиняной посудой, другие изготовляли домашнюю утварь и инструмент, холодное оружие и ковали коней.
Женщины ткали и пряли, шили и вышивали, девочек учили рукоделию с детства. Семьи казаков традиционно были большими, имели от 5 до 15 детей, за рожденного ребенка выдавались наделы земли, что позволяло кормить многочисленную родню. Разговаривают казаки на специфической смеси русского языка и украинских говоров.
Армяне
Местная армянская община является крупнейшей в России, здесь на Кубани армяне представлены тремя субэтническими группами. Одну из них образуют так называемые черкесогаи или закубанские армяне, они поселились здесь в период между X и XV вв. Их численность составляет 15% (до 100 тыс. чел.).
Вторую группу составляет старожильческая группа амшенских армян, переселившихся сюда в течение в 1860-1916 гг. из Турции. Основное их число тогда прибыло на Кубань из Трапезундского вилайета ослабленной уже к тому времени Османской империи. Амшенские армяне в подавляющем большинстве являются христианами-григорианами, они составляют 46% (до 300 тыс. чел.) армянской общины на Кубани.
Третью группу до 39% (до 250 тыс. чел.) составляют армяне-хемшилы, их называют «новыми поселенцами». Они являются мусульманами-суннитами и переселились сюда из Карабаха и Армении в 1960-1970 гг. В Краснодаре работает множество региональных организаций местной армянской общины, именно здесь находится центр епархии Армянской апостольской церкви.
Большинство армян проживают сегодня в Краснодаре и Сочинском округе, в г. Новороссийске и г. Туапсе, в г. Темрюке, г. Армавире и г. Анапе. В Туапсинском районе много армянских сел, с. Островская щель и с. Шаумян, с. Лермонтово и с. Тенгинка, с. Терзиян и с. Гойтх, с. Подхребтовое и с. Пляхо.
Украинцы
Формирование украинской общины на Кубани начинается в XVIII в., с 1792 г. началось массовое переселение сюда 32 тысяч черноморских казаков-украинцев. Позже, в 1809-1811 гг. и, соответственно в 1820-1825 гг. на плодородные кубанские земли переселились, сначала 41 534 украинцев, затем 48 392 азовских казаков украинского происхождения из Черниговской и Полтавской губерний.
К концу XIX столетия украинцы составляли практически половину населения Кубани. В дальнейшем в Гражданскую войну 1917-1922 гг. и советские годы количество приезжающих сюда украинцев только увеличивалось. Переселение на Кубань родственного славянского украинского этноса не слишком сказался на процессе их ассимиляции, традиции, религия православие, обычаи и обряды имели схожие черты и не вызывали конфликтов.
Межэтнические границы постепенно стирались, культуры взаимно проникали, народ быстро становился двуязычным, объединению русского и украинского этносов на Кубани способствовали единые казачьи традиции.
Со временем местные украинцы стали называть себя не иначе, как «кубанскими хохлами» и определяли свою этничность промежуточной между русскими и украинцами. Язык украинцев тоже претерпел некоторые изменения и воспринимался как «балачка», совместный «казачий язык», ставший диалектом русского языка, включающим много украинизмов. Культура местных кубанских украинцев постепенно оторвалась от единого украинского массива и претерпела заметное влияние русской культуры.
Татары
Отдельная старорусская этническая общность кубанских татар, которых часто называют кубанским ногайцами или ногайскими татарами активно формировалась в XVI-XVIII вв. По словам местного армавирского краеведа Е. М. Иванова «в 1911 г. в Армавире проживало около 400 человек магометанской веры, устойчиво именовавших себя «татарами».
Тогда же отстроена «татарская мечеть» с высоким трехэтажным минаретом. Рядом находилась одноэтажная постройка «мусульманского училища». Известно также имя первого вероучителя муллы Г. К. Байгильдеева. Большинство татар, обосновавшихся в разное время на Кубани, были казанскими, но были среди них и крымские.
В большинстве своем местные татары жили скромно, занимались частным извозом, торговлей подержанной утварью и вещами, некоторые были на военной и государственной службе. При мечетях открывались бесплатные школы, где обучались чтению Корана, грамоте и счету татарские дети.
Одежда и обычаи кубанских татар полностью схожи с традиционной татарской культурой, отмечался трехдневный праздник Байрам, вся община посещала мечеть. Сегодня старинные татарские традиции активно возрождаются, проходят фестивали татарской культуры, возобновляется деятельность религиозных и культурных тюркоязычных организаций.
Греки
Одним из старейших этносов Кубани являются греки. В VI в. до н. э. в Северном Причерноморье появились первые греческие города-государства, позже объединившиеся в могущественное Боспорское царство. Через эти города античные греки вели торговлю со скифами и меотами. Основу местной кубанской греческой общины составляют греки-понтийцы, пришедшие сюда из турецкой Анатолии в XIX в.
С собой они принесли культуру возделывания табака и винограда, занимались торговлей. Культура их отличалась от эллинской, и в ней заметно влияние традиций турок и славян. Все обряды греков-понтийцев обязательно содержат элементы культа огня, светоносного и необходимого природе животворящего начала.
Грузины
Археологические находки (клады старинных грузинских монет) рассказывают о пребывании богатых и зажиточных грузин на Кубани с 1227 г. Тогда грузинское влияние простиралось на всей территории между Черным и Каспийским морями до Хазарии. Здесь также найдены средневековые грузинские городища и несколько древних церквей. С возникновением коммерческого центра крупного села Армавир присутствие грузинских торговцев здесь становится постоянным.
Грузины занимались торговлей, содержанием гостиниц и бань, постоялых дворов и трактиров, ресторанов, буфетов и шашлычных, были владельцами местных пивоварен и заводов, откликались на благотворительные проекты, жертвовали деньги на строительство церквей.
Адыгейцы
Самоназвание самобытного народа адыгейцев, родственных им северокавказских этносов черкесов и кабардинцев — адыгэ. Этот древний горный народ издавна жил на Кубани, так называемая Майкопская археологическая культура датируется III тыс. до н. э. Далее в I тыс. до н. э. оформилась этническая общность меотов, которых многие специалисты считают предками адыгов. Предки адыгейцев даже при Великом переселении народов (V-IX вв.), при диктате Золотой орды и нашествии Тимура, набегах Крымского ханства и натиске османидов смогли сохранить свою яркую и самобытную культуру.
Адыги, или «закубанские черкесы» обратились за помощью к России и приняли ее подданство. Их дома группами располагались у подножия гор, адыги разводи скот, особенно коней, сеяли хлеб, разводили сады.
В связи с особым и весьма выгодным геополитическим положением кубанских земель здесь во все времена наблюдались активные миграции разных народов. Многие этносы исторически обживали этот благодатный край, население его постоянно увеличивалось, и характерной особенностью данной территории стала ее сложившаяся веками традиционная полиэтничность и многонациональность.