Народы Москвы

Национальный состав Москвы

 

В столичной агломерации страны — московской сегодня постоянно проживает более 17 млн. человек, в Москве общая численность жителей на 2018 составляет 12 500 123 человека. Столица России, город федерального значения является самым населенным из городов нашей страны и всей Европы с плотностью населения 4880 чел./кв. км. Основная часть населения столицы России (86,33%) принадлежит к русскому этносу, русских здесь постоянно проживает 9 930 410 человек. Вторым этносом российской столицы стали украинцы, их здесь постоянно проживает 154 104 человека, что составляет 1,34% от числа жителей. Живут в столице армяне и татары, евреи и азербайджанцы, грузины и белорусы, таджики, узбеки и молдаване.

Русские

Столица нашего государства возникла приграничным военным пунктом Суздальского княжества на слиянии р. Москвы и р. Неглинной на пересечении важнейших дорог и речных торговых путей. Впервые упоминание о древнем поселении в летописях (Ипатьевский летописный свод) относится еще к 1147 г. Тогда князь Ю. Долгорукий призвал «на Московь» Святослава Олеговича. Позже, в 1156 г. Ю. Долгоруким, по некоторым сведениям, сыном его Андреем, заложена на месте будущей Москвы деревянная крепость, окруженная земляным рвом. Что позволяет сделать вывод о том, что Москва с самой даты своего образования, испокон веков была заселена русскими.

В центре одноименного княжества правили князья, потомки Владимира Мономаха. В ходе жестоких междоусобиц в 1177 г. московская крепость была сожжена князем Глебом, правившим в Рязани, но из-за выгодного положения на торговых путях вскоре восстановлена. До нашествия в 1238 г. татаро-монголов, когда Москва была вновь сожжена и разграблена, здесь правили потомки князя Всеволода, младшего сына Ю. Долгорукого. О большом значении Москвы в торговой и политической жизни княжества летопись упоминает как о городе с множеством церквей, монастырей и сел вокруг него. Москва в мирные годы разрасталась и богатела, московские купцы торговали во всех окрестных княжествах.

Украинцы

При единой правящей династии Рюриковичей, при единстве веры, древнерусского языка и общем укладе жизни от набегов половцев и других степняков народ из постепенно слабеющего Киева потянулся в более спокойные земли, на север в пределы Ростовско-Суздальского княжества. Киевские же земли в XIII в. попали под мощное культурное, религиозное и политическое влияние католического Литовского княжества. Со временем в конце XIV в. ослабевшее в длительном военном конфликте с литовцами Голицко-Волынское княжество, которое уже называли Малой Русью, было поделено между Литвой и Польшей. И когда русские города горели и разграблялись монголо-татарами, усилившаяся Литва начала прямую экспансию на ослабленные невиданным нашествием южные русские земли. Притеснение со стороны поляков и литовцев создало условия для больших миграционных потоков украинцев в центр страны, в том числе и в Москву.


Татары

Татары Москвы, народ весьма мирный и трудолюбивый, давно живут и трудятся здесь со времени основания столицы. Если поинтересоваться жизнью Москвы примерно 500 лет назад, то перед глазами встал бы типичный «татарский» город. По его улицам ходили жители в «татарской» одежде, кафтанах, зипунах и башмаках, армяках и башлыках. В Замоскворечье с XIV в. образовалась компактно расположенная «татарская иноземная слобода». В районе Большой Татарской и современной Пятницкой улиц предпочитали селиться выходцы из Волжской Булгарии и даже самой Золотой Орды. Булгарские купцы издавна ходили вверх по Волге, на Клязьму, Оку и Москву, везя русам зерно и скупая «мягкую рухлядь». Русские князья даже женились на богатых булгарских княжнах. Современная татарская диаспора столицы состоит уже из коренных москвичей, имевших когда-то предков, выходцев с поволжских земель.

Армяне

Одной из крупнейших национальных общин в столице стали армяне, их этническая общность стала формироваться еще восемь веков назад. Сейчас здесь проживает 124 425 армян, что составило 1,20% от населения столицы. Еще в XIV в. в московских летописных сводах присутствовали армянские купцы, успешно торговавшие здесь. Местное население хорошо относилось к армянам, не видя существенных различий между армянской церковной традицией и православием, роднились с ними, заключая браки. Среди столичных армян было много военных и церковных служителей, купцов и ювелиров, мастеров-оружейников, талантливых строителей и врачей.

В 1871 г. в местной армянской общине насчитывалось 600 человек, построены здания трех армянских церквей, Армянское училище и приют для бедных соотечественников. В советские годы наблюдалась постоянная эмиграция армян в столицу, усилившаяся в период перестройки и с распадом СССР. Хотя столичные армяне живут сегодня далеко от родины, но стараются не потерять с ней связи. В столице известен Художественный театр им. С Параджанова, возрожден Армянский культурный центр, работают армянские школы, некоторые улицы названы именами известных армян: Айвазовского и Хачатуряна, Микояна и Атарбекова, Туманяна и Маршала Бабаджаняна. В столице есть Армянский переулок и район Лианозово, Ереванская, Севанская и Армавирская улицы.


Азербайджанцы

Впервые информация о выходцах из Азербайджана в российской столице появилась в исторических записках в XV в., но известными они здесь стали гораздо позже, к XIX в. Тогда среди местных купцов появились богатые азербайджанцы, торговавшие в основном керосином и мазутом. В азербайджанской диаспоре столицы стал знаменитым нефтепромышленник из Баку Асадуллаев. Он отстроил на собственные средства большой особняк и передал его под нужды мусульманской школы. В советские годы московские азербайджанцы работали в сфере нефтедобычи, в органах госбезопасности и прокуратуры, МВД и на дипломатическом поприще.

Сегодня здесь постоянно проживает 95 563 этнических азербайджанцев, что составило 0,92% от числа столичных жителей. Местная азербайджанская диаспора активно растет в конце 1980-х годов, она хорошо организована, издает газеты на родном языке. Здесь работает национальный спутниковый канал и много этнических общественных организаций. Бизнесмены из Азербайджана занимаются цветочным бизнесом столицы, торговлей овощами, зеленью и фруктами. В Москве довольно известной стала семья Агаларовых, им принадлежит знаменитый «Крокус Сити».

Евреи

В столице долгое время действовал запрет на постоянное поселение иудеев, в XV-XVII вв. есть отдельные свидетельства о пребывании евреев в городе. Переезд евреев в Москву постепенно возрастает во время русско-польских военных столкновений 1632-1667 гг. Большинство из них обосновались в Немецкой и Мещанской слободах. В 1861 г. указом Александра II разрешалось «полезным для государства евреям» селиться в столице и еврейская община быстро выросла уже в 1890 г. до сорока тысяч. В это время в столичном городе, в Марьиной роще и Зарядье построены большие синагоги, благотворительные заведения и гимназии. Сейчас в Москве постоянно проживает большая этническая община евреев, всего 79 359 человек, что составило 0,76% от количества местных жителей.

Белорусы

При первом историческом разделе Речи Посполитой, произошедшем в 1772 г. Россия получила территорию Белой Руси, народ которой составлял триединый общерусский этнос. С третьим разделом Польши в 1796 г. Екатериной II учреждена Белорусская губерния. Все предыдущие и довольно бурные исторические события, особенно русско-польские военные столкновения 1654-1667 гг. вынуждали жителей Белой Руси переселяться на восток под защиту русских воинов, вплоть до столицы. Сейчас в Москве проживает 59 353 этнических белорусов, что составило 0,57% от числа жителей столицы. Здесь работает известная в городе общественная организация «Белорусы Москвы», созданная для сохранения этнических традиций, национальной кухни и самобытных обрядов белорусов. В Сокольниках недавно возобновилось регулярное проведение знаменитой «Белорусской ярмарки».

Грузины

Отдельные состоятельные грузины стали строить дома в столице на исходе XVII в., ввиду налаживания связей Грузии с Московией. Суверенной Грузии тогда угрожали Персия, также грозная и могущественная Османская империя, поэтому царь Кахетии Александр II в1587 г. клялся в верности и дружбе русскому царю. С переездом в Москву в 1685 г. царя Арчила II грузинская община в столице увеличивается до 2 тыс. человек. С прибытием в столицу царя Вахтанга VI в 1724 г. число грузин достигло 3 тыс. человек. На территории старинного дворцового села Воскресенского, ныне Пресненского района, вскоре была отстроена Грузинская слобода с церковью Великомученика Георгия. Сейчас грузинская община столицы состоит из 54 387 этнических грузин, что составило 0,52% от числа местных жителей. В топонимах Москвы есть Грузинский вал и Грузинская площадь, Грузинский переулок, Большая и Малая Грузинская улицы.

В Москве официально зарегистрировано более 1 тыс. религиозных организаций, представляющих более 50 разных по религиозному направлению конфессий. Крупнейшей из официальных религиозных организаций в столице нашей страны является Русская православная церковь. Здесь отстроено 711 древних и современных православных храмов, работают 6 женских и 6 мужских монастырей в составе Московской епархии. Жители Москвы исповедуют также иудаизм и ислам, буддизм и католицизм, протестантизм и лютеранство, здесь есть строгие и лаконичные по архитектуре храмы Армянской Апостольской церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика