Народы Саратовской области

Общие сведения о Саратовской области

 

Саратовская область является частью Приволжского федерального округа. Столица региона – город Саратов. Численность населения на 2021 год составляет 2 395 111 человек.

 

Древняя многовековая история этих земель свидетельствует о проживании на них многочисленных этносов.

 

В целях укрепления отношений, сохранения культурных ценностей и традиций в регионе, была создана «Национальная деревня народов Саратовской области». Она является музеем под открытым небом, где построены улицы с домами, представляющими культуру этносов, проживающих на этих территориях.

 

 

Национальный состав Саратовской области

 

 

По результатам переписи населения 2010 года в области проживают русские – около 85.30%, казахи – 3.01%, татары – 2.10%, украинцы – 1.66%, армяне – 0.95%, чуваши – 0.49%, мордва – 0.43%, белорусы – 0.34%, немцы – 0.30%, башкиры – 0.14%, цыгане – 0.13%, молдаване – 0.12% и другие народы.

 

 

Русские

 

 

Территории современной Саратовской области вошли в состав Российского государства только в конце 16 века. В 1590 году был основан город Саратов. С этого времени русское население стало обосновываться на этих землях для постоянного проживания. Но основное заселение территорий русскими и другими народами, началось только в конце 18 века.

 

В 18-19 веках началась обширная колонизация региона, благодаря русским крестьянам. Вольные крестьяне приходили сюда, спасаясь от перенаселения в своих общинах. Дворянам раздавали земли в этих местах и они переселяли сюда своих крепостных крестьян. Таким образом большинство русского населения в Саратовской губернии были крестьяне. Основным промыслом русских крестьян было освоение целинных степных земель. Они трудились в непростых условиях: не хватало зерна для засевания полей, скота для обработки земли, средств для построения избы и обустройства быта. Но со временем, благодаря упорному труду, выносливости и умению приспосабливаться к новым условиям и климату, крестьянами были освоены земли Саратовского Поволжья.

 

Русский народ является самым многочисленным на территории области. По данным последних переписей наблюдается тенденция к увеличению доли русского населения из-за миграции с других регионов и из-за ассимиляции. 72.2 % русского населения горожане.

 

 

Казахи

 

 

В конце 18 века в Казахской степи возникли распри между султанами. Один из сыновей хана – Букей, понял, что не сможет достичь титула государя и попросил разрешения властей позволить ему перекочевать со своими людьми на территорию степей между Волгой и Уралом. В 1801 году было получено разрешение императора Павла Первого. Вместе с Букеем в Приволжские степи перекочевали казахи – около 31 108 человек. С того времени казахи кочевали на этих землях.

 

По результатам переписи 1926 года в Саратовской губернии зафиксировали 4 876 казахов. Кроме того в АССР Немцев Поволжья 1351 человек, большая часть территории которой в настоящее время относится к территории Саратовской области.

 

 

В 1932 – 1933 годах во время голода в Казахстане, началось переселение народа на приграничные территории. В то время численность казахов на территории современной Саратовской области увеличилась примерно в 5 раз.

 

 

С началом Великой Отечественной войны была ликвидирована АССР Немцев Поволжья. Немцы были выселены, а в районы их проживания переселены казахи, которые обосновались ранее в Центрально – Европейской части России. Помимо этого в Саратовскую область было отправлено более 30 000 казахов в составе трудовой армии.

 

 

Казахи относят себя к коренному населению. Есть тенденция к увеличению процента казахского населения, так как семьи у них как правило многодетные. Большинство казахов живут в сельской местности – 79%.

 

 

Казахская культура формировалась веками из нелегкого образа жизни кочевого народа и суровых красот степей. Казахская культура это и щедро накрытая трапеза и войлочные изделия, головные уборы с узорами, и нарядные юрты, и конные игры, состязания и искусство красноречия.

 

 

Татары

 

 

Территория Саратовской области – регион, где издревле расселялись тюркские народы. Татары являются коренным народом Поволжья. В свое время ее земли входили в состав Тюргского и Хазарского каганатов, Золотой орды, Ногайской Орды. В 13 – 15 веках на территории Среднего и Нижнего Поволжья существовали множество татарских поселений. В 16 веке после присоединения к Российскому государству татарские мурзы и крестьяне приняли активное участие в колонизации Поволжья.

 

Некоторые татары принимали православие, ассимилировались с русским населением. Многие татары ради сохранения веры убегали в леса, становились беглыми. Они селились по берегам рек, жили скрытно, компактно, сохраняя веру, язык и культуру. Представители военной аристократии переходили на службу Русскому Государю.

 

 

В настоящее время на территории области проживает татар около 52 000 человек. Татарские дворы внешне отличаются от других. Двор как правило без посадок, заасфальтирован, крыт навесом, имеет постройки для скота.Небольшой огород выносят вперед перед забором. Забор высокий и глухой.

 

 

Основные татарские общественные организации сосредоточены в Саратове. Имеется татарская гимназия и детский сад, в некоторых школах ведется изучение татарского языка. В культуре татар объединены традиции нескольких народов: тюрков, булгар, татаро-монгольского войска. В татарской кухне всегда имели место традиции ислама. Любое татарское застолье начинается с чая.

 

 

Украинцы

 

 

Первые переселения малороссов на Саратовские земли начались в конце 17 века, тогда это были точечные переселения. Последующие более значительные переселения относились ко времени правления Петра Великого. По приказу царя была построена Царицинская сторожевая линия. К строительству были привлечены казаки из запорожского войска, а также казачьи полки Слободские и Ахтырские.

 

 

Казакам предоставляли льготы, послабления и постепенно они начали селиться вдоль Царицинской сторожевой линии, а после и на Саратовских землях. В 1636 – 1638 годах Полтавские крестьяне стали обосновываться на юго-западе современной Саратовской области.

 

 

В 1747 году начались соляные промыслы на озере Эльтон. Солевозы – чумаки из Малороссии приехали сюда на своих волах. Им были предоставлены настолько выгодные условия, что они фактически монополизировали добычу соли. Это были предприимчивые ловкие, умеющие работать и торговать люди. Они стали основателями около 100 сел и слобод. В 1850-х годах солевозный тракт был закрыт и малороссы стали заниматься хлебопашеством.

 

Украинские переселенцы старались жить обособленно от других народов, сохраняя свои национальные нравы и культуру. К концу 19 века в отдельных волостях Саратовской губернии существовали поселения, которые на 100% населяли украинцы. Хаты их были просторные и чистые. Их язык, особенности жилища, приготовления пищи без изменений передавались из поколения в поколение.

 

 

По данным 2010 года на территории Саратовской области проживает примерно 41 942 украинца.

 

 

Около 30% населения имеют украинские фамилии и украинские корни.

 

 

Армяне

 

 

Поволжье явилось одним из направлений миграции армян. Армянские купцы появились в этих местах еще в раннем средневековье. Они торговали шелком и коврами.

 

 

После разорения Армении тюрками – сельджуками в 11 веке, увеличилось число армянского населения на данных территориях.

 

 

В 13 веке в Закавказье появились монголы и армяне начали переселяться в Нижние Поволжье.

 

 

Археологические исследования подтверждают, что на территориях Золотой Орды постоянно проживали армяне. Письменные источники утверждают, что армяне занимались строительством, были ювелирами, ткачами, кузнецами, сапожниками, портными, красильщиками, виноделами, садоводами. Торговали солью, рыбой, хлебом, рабами. Данный этнос активно осваивал Золотоордынские территории от Болгара до Сарая. В этих городах армяне имели собственные кварталы и храмы.

 

 

Переход Поволжья в состав Российского государства повлек перспективы стабильного развития региона и закреплению армян на данной территории, а также переселению других армянских групп из Закавказья и Урала.

 

 

В годы Первой мировой войны в Саратовскую губернию хлынул поток беженцев, спасающихся от геноцида в Османской империи.

 

 

В начале 20 века постепенно сформировалась армянская община.

 

 

Армянский народ богат культурой и традициями, среди них главные свадебные традиции, традиции виноделия. Про обычай гостеприимства армян известно во всем мире.

 

 

По данным переписи 2010 года на территории Саратовской области проживает 23 841 человек армянского происхождения.

Чуваши

 

 

Чуваши – один из коренных народов Поволжья. Чуваши вместе с казанскими татарами являются потомками жителей Волжской Булгарии и наследователями их культуры. В основу их языка лег тюркский язык алтайской языковой семьи.

 

 

Христианизация чувашей началась с момента вхождения территории в состав Российского государства. Проводилась насильно и шла очень медленно. Что привело к возникновению смешанной православно – языческой обрядности.

 

 

Формирование чувашского этноса веками проходило под взаимовлиянием с другими народами, языками, традициями. Это наложило отпечаток на культуру и придало открытость национальному характеру. Их культура красива и интересна, есть своя древняя мифология. Национальные костюмы насчитывают десятки вариаций по крою и цвету. Чуваши берегут обычаи и традиции предков. Как и в древности проводят старинные праздники и обряды.В древности и сегодня основные занятия чувашей ремесленничество, земледелие, животноводство, пчеловодство.

 

 

По данным 2010 года в Саратовской области проживает примерно 12 261 человек чувашской национальности.

 

 

Расселены больше в северной части области. Горожане, в основном, проживают в Саратове. Большая часть чувашей живет в сельской местности.

 

 

Мордва

 

 

Мордва также является коренным народом Поволжья, финно – угорской языковой группы. На древнеперсидском языке «Морд» имеет значение – «человек, мужчина», «ва» – значение множественного числа. Получается слово мордва переводится как много людей. Мордовский этнос разделяется на несколько этносов, основными среди них являются эрзя и мокша.

 

 

Первое письменное упоминание о мордве относится к 6-му веку. Средневековая мордва описана в русских, западных и восточных источниках. В эпоху Золотой орды – 13 – 15 веках, мордва также была расселена на территориях Нижнего Поволжья, об этом говорят и археологические и письменные источники.

 

 

В 17 – 18 веках, в период колонизации данных территорий мордовских народ селился в Кузнецком, Петровском, Вольском, Хвалынском, Балашовском и Саратовском уездах. Поэтому, Нижнее Поволжье является традиционным регионом расселения мордвы.

 

 

Мордва – христиане, сохранившие и свои старинные обряды.

 

 

Основным занятием мордвы в древности было земледелие и животноводство, рыболовство и охота. Мордва часто селилась по берегам маленьких речек и оврагов. Избы строили с двускатными и шатровыми крышами, которые крылись железом либо соломой. Избы ставились так, чтобы на улицу выходили узкой стороной, выступая за линию ворот. Основные блюда готовили из рыбы, мяса и круп. Национальным мясом была зайчатина. Солили и квасили грибы. Из лесных ягод – черемухи, калины – пекли пироги. Множество обрядовых блюд включают в себя мед.

 

 

 

На территории Саратовской области в 2010 году зафиксировано примерно 10 917 человек, считающих себя мордвой.

 

 

Белорусы

 

 

Этноним белорусы окончательно был принят в России в 17-18 веке.

 

 

Белорусы это восточнославянский народ, говорящий на языке восточной подгруппы славянской группы индоевропейской языковой семьи. В 1796 году после раздела Польши, Екатерина Великая, на обретенных землях, велела учредить Белорусскую губернию.

 

 

Основным занятием белорусов, так же как и русских, было земледелие. Более мягкий климат в отличии от средней полосы России способствовал развитию этого дела. Например картофель прижился в Белоруссии еще в 18 веке. Это отразилось в национальной кухне с множеством блюд из картошки, в том числе любимыми многими драниками.

 

 

Одежды белорусов была как правило белой домотканой. Она вышивалась красной нитью, обычно геометрическим узором.

 

 

Во время Великой Отечественной войны в Саратовскую область было эвакуировано детское и взрослое население из Белоруссии. Более 1 миллиона белорусских детей стали воспитанниками детских домов Хвалынска и Саратова. Случалось что дети добирались до Саратова самостоятельно, и даже будучи раненными. Особенно много групп детей было из Минска. В 1944 году большинство детей вернулось на родину. Те же кто не вернулся остались учиться в училищах Саратовской области.

 

 

По данным 2010 года на территории современной Саратовской области проживает около 8 489 человек белорусского этноса.

Немцы

 

 

Немцы Поволжья – это прибывшие на проживание, по приглашению Екатерины Великой, колонисты из Немецких государств. В России переселенцам было гарантировано освобождение от налогов и получение беспроцентной ссуды сроком на 10 лет для строительства жилья и обустройства на новых землях. Также было разрешено полное самоуправление в созданных колониях. Для проживания немцев были определены земли Поволжья. В саратовском Поволжье было образовано 105 колоний. Основной целью приглашения колонистов было развитие земледелия и освоение земель.

 

 

Благосостояние колоний постепенно улучшалось, появилась своя промышленность. Развивалось производство муки, масла, ткани, кожи.

 

 

Также важнейшей льготой для колонистов было разрешение сохранения собственной веры. Все колонисты были католиками или лютеранами.

 

 

В 20 веке жизнь немецких колонистов изменилась не в лучшую сторону. Коллективизация немецких поселений, выполнение завышенных государственных планов по продовольствию, привели к голоду. В 1931 – в 1933 годах тысячи людей умирали от голода. Трагические события носили политический характер.

 

 

Во время Великой Отечественной войны Автономная Республика немцев Поволжья была ликвидирована. Немецкие жители депортированы в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан. После окончания войны им не разрешали возвращаться назад. Только в конце 1980-х годов небольшое количество немцев вернулось на эти земли. Но с этого времени началась эмиграция немецкого населения России в Германию и продолжается по настоящее время. По данным 2010 года, на территории саратовского Поволжья проживает примерно 7 579 немцев.

 

 

Башкиры

 

 

 

Башкиры – коренное население саратовской области. По данным 2010 на территории области было зафиксировано 3 489 человек башкирской национальности.

 

 

Башкирский народ не раз терпел лишения и гнет как со стороны Золотой Орды, так и Астраханского царства и Ногайской Орды. С 1744 года территории проживания башкир начали распределяться между Оренбургской и Саратовской губернией, с 1850 года и Самарской губернией.

 

 

В 1798 году башкиры Поволжья вошли в состав 9-го башкирского кантона Башкирского отделения. Основной их деятельностью стала пограничная служба вдоль берега реки Урал и участие в военных походах России. Из-за удаленности башкирского кантона Самарских и Саратовских башкир передали под управление Уральского казачьего войска. Тогда башкирское отделение состояло из трех юрт – команд, и в каждой из них было 8-12 деревень.

 

 

В 1865 году была отменена кантонная система и башкиры перешли из военного в гражданское сословие. Башкиры были уравнены с другими крестьянами. В вотчину им были переданы земли.

 

 

Большинство ученых, занимающихся башкирами Поволжья, считают их поздними пришельцами на эти территории. В 1798 году они начали селиться в бассейнах рек Иргиз, Каралык, Камелик. Другие авторы утверждают, что башкиры жили издавна на левом берегу Волги.

 

 

Башкиры вели полукочевой образ жизни до конца 19 века. Зиму проводили в деревнях, а с началом весны отправлялись на летовку. До выезда успевали засеять яровые культуры. Летом жили на пастбищах в войлочных кибитках. Занимались скотоводством – разведением лошадей и овец. Осенью башкиры пили мед, летом кумыс, а зимой кирпичный чай с солью и молоком. Со временем башкиры стали вести оседлый образ жизни, жить в глинобитных хижинах или деревянных срубах. Башкиры – мусульмане. В семьях заложен патриархальный уклад. Бешбармак – одно из традиционных блюд башкирской кухни, любимое многими.

 

 

Цыгане

 

 

В 1971 году в Лондоне состоялся Конгресс цыган, на который съехались представители цыганской нации из 30-ти государств. Цыгане были признаны единой нетерриториальной нацией, был принят их флаг и гимн. Основной целью конгресса было сохранение уникальной цыганской культуры. С того времени 8 апреля считается международным днем цыган.

 

 

Цыганская культура включает цыганские хоры, песни и пляски, цыганские романсы на эстраде.

 

 

Попытки перевести цыган на оседлую жизнь и социализировать принесли незначительные результаты на территории нашего государства.

 

 

Опыт европейских стран таких как Франция и Латвия по интеграции цыган в современное общество также был неудачным.

 

 

Исследователи данного этноса утверждают, в Саратовской области проживают четыре группы цыганской народности: котляры, люли, влахи,русские цыгане.

 

 

Основные таборы расположились в Анисовке Энгельского района и в Дубках Саратовского района. Котляры ведут по большей части оседлый образ жизни, влахи приезжают в область сезонно.

 

 

В ноябре 2019 года в Саратовской области была создана официальная некоммерческая организация балаковская цыганская община «Ромалэ».

 

 

По данным статистики 2010 года 3 350 цыган проживает на территории региона.

 

 

Молдаване

 

 

Молдаване как народность сформировались в 14-16 веках на территории средневекового княжества Молдавского. В настоящее время это территории Молдавии и Западной Молдовы. В 16 веке Молдавия была завоевана Османской империей. В конце 18 века левый берег Днестра, а позднее, и земли междуречья Прута и Днестра были отвоеваны и присоединены к Российскому государству.

 

 

Литературный молдавский язык начал формироваться в 17 веке. По вероисповеданию большинство молдаван православные.

 

 

Основные промыслы молдаван – животноводство, с 19 века земледелие, садоводство, выращивание винограда, рыбалка, охота. Среди ремесел – гончарное дело, ткачество, ковроделие, работа с камнем, деревом, кожей.

 

 

Начавшаяся в СССР коллективизация не была радостно встречена молдаванами, успешно работающими на своей земле. Карательной мерой была депортация части населения. В 1944 – 1948 годах во внутренние области СССР были депортированы порядка 50 000 жителей. Эти меры не ускорили коллективизацию. В июне 1949 было организовано выселение граждан Молдавии на вечно в Западную Сибирь и Казахстан. Депортации подверглись больше 40 000 жителей, в основном, крестьян.

 

 

Фольклорное наследие молдаван богато обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом, пословицами, поговорками, народными песнями.

 

 

В традиционной молдавской кухне значительное место занимают блюда из кукурузной муки, молока и овощей.

 

В Саратовской области по данным 2010 года проживает примерно 3037 молдаван.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика