Последствия крестовых походов
Contents
- 1 Экономические последствия крестовых походов
- 2 Политические последствия крестовых походов
- 3 Религиозные последствия крестовых походов
- 4 Демографические последствия крестовых походов
- 5 Упадок Византийской империи как последствие крестовых походов
- 6 Распространение арабской культуры в Европе как последствие крестовых походов
- 7 Реформаторские движения в Европе как последствие крестовых походов
- 8 Упадок феодального общества как последствие крестовых походов
Экономические последствия крестовых походов
Крестовые походы положительно сказались на экономике европейских стран. В XI-XII веке получило развитие мореплавание, поэтому такие города-порты как Венеция и Генуя, Пиза стали центрами торговли. Купцы вели продажу восточных товаров. Ввоз новых сельскохозяйственных культур (рис, арбуз, гречиха, лимон, абрикос) также сказался положительно на развитие торговли.
Стало увеличиваться число состоятельных людей. Готовилась платформа для перехода с натурального хозяйства на товарно-денежные отношения, который произойдет в конце средневековья.
Бурный рост экономики влиял и на социальную сферу. Увеличивалась пропасть между богатыми и бедными. Феодальный строй терпел кризис и изжил себя в новом обществе.
При этом сами крестовые походы несли в себе разрушительный характер. Рыцари-крестоносцы разрушали города, разоряли жителей. Порча была нанесена и памятникам культуры, фермам. Много средств тратилось на покупку вооружения воинов и обслуживание оружия и военной техники, обмундирование, конницу и корабли.
Политические последствия крестовых походов
Во время крестовых походов постоянно образовывались новые государства и распадались старые страны.
Результатом первого крестового похода стало образование крестоносцами четырех государств в районе современной Сирии, Палестины и Ливана:
- Эдесское графство — первое государство крестоносцев на Востоке в районе современной Турции. Было основано в 1098 году. В 1146 году графство было завоевано сельджуками.
- Антиохийское княжество — государство, основанное в 1098 году на области между средиземноморским побережьем современной Сирии и рекой Евфрат, протекающей на территории Турции, Сирии, Ираке. Государство было захвачено в 1268 году султаном Бейбарсом.
- Графство Триполи — государство, образованное в 1105 году. Крестоносцы долго воевали с арабами за такие города как Триполи, Библ, Тортоса, которые входили в графство. Государство было захвачено в 1289 году египетским правителем Калаун ал-Алфи.
- Иерусалимское королевство — государство, образованное после взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году. Государство пало вместе с Акрой в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько территорий. Основными из них являлись: Княжество Галилеи, Графство Яффы и Аскалона, Трансиордания, Сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама, Сеньория Сидона.
Результатом третьего текстового похода стало образование Кипрского королевства. Король Ричард Львиное Сердце попал на Кипр и узнал, что здесь находиться в плену его невеста. Местный правитель, Исаак I, отказался отпускать девушку. Тогда на следующий день английский король захватил остров, который продал иерусалимскому правителю Ги. Ги и основал Кипрское королевство.
Итогом четвертого крестового похода стало основание на территории Восточной Римской Империи пяти государств:
- Латинская империя
- Королевство Фессалоники
- Герцогство Афинское
- Княжество Ахейское
- Сеньория Негропонта
Все эти государства в XV веке были завоеваны турками-османами.
В районе современной Польши и Калининграда было создано теократическое государство Тевтонского ордена, ликвидированное собственным правительством в 1525 году.
Религиозные последствия крестовых походов
Крестовые походы несли в себе религиозные цели. Дело состояло в том, что с VII века Иерусалим находился под властью арабов. Мусульмане не препятствовали христианским паломникам посещать священные места. Например, гроб господень. К XI веку Иерусалим попал под влияние сельджуков, которые враждебно относились к христианам. Тогда католическое духовенство приняло решение отвоевать у мусульман гроб господень.
В результате крестовых походов отношения между мусульманами и христианами ухудшились. Появилась вражда, ненависть, агрессия.
Также произошел разлад и в христианской церкви. Во-первых, в 1054 году произошел церковный раскол христианства на православие и католицизм. Отношения между двумя ветвями по сей день остаются не безупречными. Во-вторых, крестоносцы неподобающе вели себя в захваченных городах по отношению к святыням. Они нарушали свои правила и жестоко расправлялись с мирянами. В-третьих, крестоносцы стали видеть в христианстве по византийскому образцу препятствие для исполнения своей миссии. Зародилась вражда и жажда мести.
Демографические последствия крестовых походов
Очень негативно сказались крестовые походы на таких демографических показателях как уровень рождаемости и смертности. Крестовые походы сопровождались военными действиями, которые становились причиной разрухи, голода, болезней. Также большое количество людей погибло на поле боя.
Уровень смертности превышал уровень рождаемости. Была очень высока младенческая смертность, что очень характерно для средневековья в целом. К причинам этого явления относится несколько элементов:
- Голод
- Болезни (чума и.т.д)
- Низкий уровень медицинских знаний
- Несоблюдение правил личной гигиены
- Врожденные пороки
- Сильные религиозные убеждения
Также на демографическом показателе сказались религиозные убеждения крестоносцев. Члены духовных рыцарских орденов были обязаны держать целибат, что также негативно сказалось на уровне рождаемости.
Упадок Византийской империи как последствие крестовых походов
Католическое духовенство всегда напряженно относилось к православному христианству. Второй крестовый поход закончился неудачей. Среди французов и немцев стало зарождаться мнение, что в завоевании мусульманского востока мешает мощное Византийское царство, где население исповедует совершенно другую ветвь христианства, а следовательно, не может быть верным союзником.
Еще перед стартом четвертого крестового похода римский папа Иннокентий III отправил письмо византийскому правителю с просьбой объединить войско для участия в походе. Католики, разумеется, получили отказ. Это стало причиной роста напряжения между Византией и Римом.
Тогда крестоносцы решили напасть на венгерский город Задар — крупный торговый центр на Адриатическом море. Город был захвачен и разорен. Венецианцы получили господство в акватории водоема и уплату за долги от крестоносцев. Это сражение стало репетицией захвата Константинополя.
Константинополь в XIII веке считался очень богатым городом. О драгоценностях византийских императоров ходили легенды. Многие страны хотели овладеть столицей Византии.
Крестоносцы нашли этой идее серьезное обоснование. Византия располагалась в Малой Азии, где с каждым днем росло и крепло владение сельджуков. Они выдвинули государству обвинение, что Византия мешает выполнять католикам их миссию, не помогает и подписывает документы с мусульманами. Началась подготовка наступления на Константинополь.
Византия заключила союз с Венецией, поэтому флот царства значительно ослабел. Его почти что не было. Крестоносцы обладали прекрасным флотом и нападали в основном с моря. Это положение стало фатальным для Византии.
В результате четвертого крестового похода город был взят, а на территории государства созданы новые страны. Однако, в 1261 году Константинополь был отвоеван византийцами, но уже тогда был известен печальный исход государства.
К XV веку территория Византии ограничивалась Константинополем, его окрестностями и скромными островными владениями. Население империи не превышало пятидесяти тысяч человек. Центральная власть практически не имела своих полномочий. Город был разорен и опустошен.
Владения мусульман-турок росли с каждым годом. Со временем Константинополь стал располагаться посередине европейских и азиатских владений турок. Для них захват города был необходим, так как в среде мусульман жил страх, что Константинополь станет новой базой следующего крестового похода против мусульман.
Распространение арабской культуры в Европе как последствие крестовых походов
Арабские государства славились большим развитием медицины и науки, то есть теми областями, которые были в Европе совершенно не развиты. Европейцы познакомились с трудами арабских и греческих ученых, поэзией. Развивались биология, физика, химия и другие естественные науки. В средневековых странах появлялись университеты.
Большое развитие получила география. Европейские мореплаватели открывали страны Средней Азии. Плано Карпини и Рубрук создали описания Монголии. Марко Поло посвятил свои сочинения таким странам как Армения, Казахстан, Монголия, Иран, Китай, Индия, Индонезия.
Крестовые походы сопровождались обменом с арабами не только медицинскими знаниями, но и сельскохозяйственными культурами. Из востока были ввезены абрикосы, арбузы, лимоны, фисташки, рис, сахар. Велась торговля этими продуктами.
Славилась арабская Африка и тканями. После крестовых походов в Европе появились кисея, атлас, бархат, ситец. Также ввозились ковры и ювелирные украшения.
Многие устаревшие и современные предметы обихода имеют арабское происхождение и были ввезены крестоносцами. Например, такие предметы одежды как юбка. Примером мебели служит софа. В строительстве комнат — альковы. Из вооружений — арбалеты.
Большое влияние они оказали на европейские языки, в частности романские (французский, итальянский). Во многих из них слова таможня, талисман, адмирал имеют арабское происхождение.
В архитектуре стали использоваться сложные арки и арабески, позаимствованные в Северной Африке.
Реформаторские движения в Европе как последствие крестовых походов
Первые крестовые походы увеличили значимость католической церкви. Система развивалась и росла. Прибавилось не только количество новых верующих, но и сумма церковных налогов. Придумывалось все больше оброков и взносов. Вводились индульгенции и другие элементы. К религии стали относится как к товару, как к источнику прибыли. Духовная часть католичества постепенно теряла свою значимость.
Поначалу люди поддерживали движение крестоносцев.
Но чем было ближе завершение походов, тем больше было разочарование людей в католической церкви. С ростом престижа росло ощущение свободы католических священников. Они стали в своем поведении отходить от догм церкви: вели разгульный образ жизни, много пили, женились. Очень часто на смену отца-священника приходил его сын. Это и вызывало у людей отторжение.
Католическое духовенство настаивало, что для общения человека с Богом требуется посредник в лице священника. Сами люди не могли читать Библию, так как люди были неграмотны, книгопечатания в те времена еще не существовало, издания были рукописными. Рукописи создавались священниками. Таким образом, самостоятельное изучение религии было невозможно для средневекового человека.
Люди страдали от гнета католической церкви, величины налогов и невозможности самостоятельно изучать Священное писание. Таким образом, зародилось реформаторское движение в Европе — движение за постепенные изменения в католической церкви.
Его сторонники были убеждены, что для общения с Богом посредник не требуется. Это может делать самостоятельно любой человек.
Упадок феодального общества как последствие крестовых походов
Упадок феодального общества неразрывно связан с развитием экономики и торговли.
Во время крестовых походов активно велась торговля стран Европы с Востоком. Появлялись состоятельные люди. Деньги приобретали все большую значимость. Строились торговые и культурные связи стран Европы со странами востока. Мир вот-вот собирался отказаться от натурального хозяйства, на котором было основано феодальное общество. Это основная причина упадка феодально-вассальной системы.
Общество знакомились с трудами арабских философов и греческих ученых. Это влияло на внутреннее самосознание народа. Крестьяне зависели от феодалов: должны были отрабатывать барщину и платить натуральный или денежный оброк. При этом своей землей они не владели, а порой и личная свобода была у них отнята. Такое положение сильно угнетало крестьян. Росло движение за личную свободу человека. Это вторая причина кризиса феодального строя.