Прогулки по Санкт-Петербуогу. Стрелка Васильевского острова и Ростральные колонны

Несмотря на свою относительную молодость Петербург город особенный. Ему чуть более 300 лет, но это самый большой город Европы, сохранивший много дворцов. Самым запоминающимся по красоте, неповторимости и величию стал архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова.
Ростральные колонны – символ побед и величия моряков Русского флота.
Ростральные колонны вместе с Адмиралтейским корабликом являются символом города.

Стрелка В.О. хороша в любое время года. Она еще с петровских времен стала важной частью города. В этом месте Нева разделялась на две части, на Большую и Малую Неву.
Кораблям было очень удобно разгружаться и причаливать, поэтому в 1733 году порт окончательно переместился на Васильевский остров.

Первую Биржу строил Джакомо Кваренги, но купцам финансировавшим строительство здание не понравилось, работу передали Жану Франсуа Тома де Томону.
По преданию решение долго не находилось, но или жена, или случай помогли.
Подавая завтрак, жена зодчего поставила в середину овального подноса кофейник, а по краям две чашки – задача была решена. Архитектор представил себе облик Биржевой площади.

Кстати, коллеги Тома де Томона часто упрекали его в плагиате. В работе он использовал зарисовки римских памятников, а также чужие нереализованные идеи.
При строительстве архитектор учел не только особенности климата, частые наводнения, но и желания купцов-заказчиков.
Биржа должна была воплощать силу и торговое превосходство России.

Вычисления Тома де Томона оказались правильными, ведь даже наводнение 1824 года – самое сильное, здание не затопило.

Биржа, построенная Жаном Франсуа Тома де Томоном, напоминала главный собор Акрополя. Получился своеобразный Петербургский Парфенон.
Зодчий руководил оформлением всего архитектурного ансамбля Стрелки. Полукруглую площадь, гранитные спуски к Неве, он украсил большущими каменными шарами. И как гласит легенда, шары вырубили, без каких либо измерительных инструментов, что называется на глаз. Самсон Суханов простой русский мастер-каменотес сделал это. Ну а заказать доставку цветов в спб всегда можно без проблем.

Где порт, там и маяк. В нашем случае это Ростральные колонны. Свое название они получили от декоративных “рострумов”, изображавших носовые части кораблей.
Колонны играли роль маяков, но историки и сегодня спорят о том, как использовались Ростральные колонны. По назначению или нет. Но в любом случае зажечь огонь можно было всегда.
Подняться наверх можно по внутренней лестнице. На верхней площадке находятся массивные треножники-противни. Их зажигали по ночам и в туман.

Сначала жгли конопляное масло, потом его сменила смола, а затем электрические лампы, но электричество было дорогим и до 1957 года маяки на колоннах не зажигали.
Наступила 250 годовщина Санкт-Петербурга и к Ростральным колоннам подвели газ. Теперь во время праздников над ними взвивается семиметровое пламя.

Украшают колонны четыре скульптурные группы. По одной версии это аллегорические фигуры русских рек – Волги, Днепра, Волхова и Невы.
По другой (по версии архитектора) – это божества моря и коммерции.
Вначале предполагалось все декоративные детали отлить из чугуна или бронзы, но из-за сложности обработки остановились на известковом туфе. Известняк красив, из него легко вырезать любые фигуры. К тому же он добывался в близлежащей каменоломне (около Гатчины). Камень легко поддавался обработке, имел красивый цвет. Но быстро портился от питерского климата и загрязнений воздуха. Скульптуры из пудостского камня нуждались в частой реставрации.
Колонны сложили из кирпича, а якоря и ростры выковали кузнецы Васильев, Шапов и Корольков.

И вновь реставрация

До 1928 года проводились только косметические ремонты. Трещины замазывали тем, что попадало под руку гипсом, или цементом, а то просто штукатурили, затем закрашивали обычной краской.

Во время Второй Мировой войны украшения колонн сильно пострадали. Их пробили осколки бомб и снарядов. После войны ростры и якоря заменили дубликатами.

За 50 послевоенных лет состояние колонн-маяков стало опять критическим. Реставраторам пришлось проделать колоссальную работу, чтобы очистить скульптуры от всех загрязнений, укрепить камень, а на поврежденные места поставить копии утерянных частей. Последняя реставрация творения Тома де Томона закончилась в 1999 году.

Если смотреть, с Дворцовой набережной Стрелка особенно хороша. А когда на Ростральных колоннах загораются, мощные языки пламени то по-особому воспринимаются и белые ночи, и сдержанная роскошь северной природы.
Правду говорят, что Стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами являются символами Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика