Село Карата: золото Шамиля
Овладение Кавказом настолько дорого стоило России, что до сих пор путешествия по отдаленным уголкам неприступных гор считаются у жителей средней полосы непредсказуемыми и опасными. Гортанная речь и суровый вид жителей далеких земель вселяют неуверенность в успехе предприятия и склоняют выбрать для отдыха какое-нибудь мирное и теплое побережье.
Но все больше людей, решившихся на отчаянную поездку, возвращаются не только живыми и здоровыми, но и полными ярких впечатлений. Красоты ледяных вершин и неожиданная для зараженного стереотипами русского обывателя приветливость горцев надолго оставляют след в памяти и зовут вернуться еще раз.
По Дагестану без оружия
Дагестан в недавнем прошлом был республикой со сложной военной и криминальной обстановкой. Отсутствие работы, шаткая экономика и расцветающая на этой почве проповедь радикальных религиозных учений толкали молодых людей на скользкие дороги, разжигали межнациональные конфликты. Один из красивейших уголков Кавказа сделался недоступным для изучения и туризма.
Правительство Дагестана и Министерство по туризму сегодня прилагает большие усилия для возвращения республике репутации безопасного для гостей района. Осваиваются старые и новые маршруты, рекламируются природные ландшафты и исторические достопримечательности, но к сожалению, эта работа пока не выдерживает конкуренции с более освоенными российским туристом районами Кавказа. Можно надеяться, что подобные обзоры малоизвестных достопримечательностей Дагестана постепенно приведут читателя к намерению увидеть историю своими глазами.
Богатства Ахвахского района
В понятие «дагестанцы» входит общность до четырех десятков разных национальностей, область обитания каждой может ограничиваться одним аулом. Дагестанский говор расцвечен еще большим количеством языков и наречий. Пример этому — Ахвахский район, расположенный на границе Дагестана и Чечни, в самом сердце горной страны. Центром является село Карата, в мятежные времена 19 века бывшее одной из ставок знаменитого имама Шамиля.
Горные хребты, достигающие трех тысяч метров (г. Тахо), разрезаны ущельями рек Тахо, Ахвах и украшены множеством искрящихся родников. Между селами вьются узкие асфальтированные дороги, с каждого поворота которых открываются пейзажи, какие не передаст ни одна фотокамера. До побережья Каспийского моря отсюда чуть больше 100 км по прямой, по дорогам же до Махачкалы придется преодолеть 170 км.
Села Ахвахского района разбросаны по горным склонам среди альпийских лугов на высотах более полутора тысяч метров. Домики с разноцветными крышами, плотно прижатые друг ко другу, украшают крутые склоны, грозя в следующее мгновение посыпаться с них в пропасть. Но впечатление обманчиво: основательные стены и прочные фундаменты держат постройки веками.
Всего в Ахвахском районе 9 аулов. При слове «аул» у незнакомого с Кавказом человека возникают образы бедных пастушеских саклей среди бесчисленных овечьих стад. Но это не так. Аулы Каратинского вольного общества (так называют себя жители района) похожи на небольшие горные города с добротными зданиями и необходимой инфраструктурой. Там есть школы, больницы, музеи, жизнь аульчан обогащена множеством творческих мероприятий. Основная часть их посвящена национальным праздникам, связанным со скотоводством, земледелием и жизненным циклом. В школах и музеях Ахвахского района проводятся олимпиады и вечера поэзии. В селах проживают заслуженные деятели культуры и науки. При этом население аккуратно придерживается исламского вероисповедания, посещая мечети и соблюдая значимые дни.
Древности
Интересные памятники расположены неподалеку от селений Ботлих и Карата. Их называют «древними обсерваториями». На обзорных площадках, до сих пор имеющих культовое значение, расположены стоячие камни наподобие английского Стоунхеджа. Наблюдая за небесными светилами и тенями, каратинцы определяли дни, годы, лунные и солнечные циклы. Время устройства обсерваторий уходит в глубокую древность, самая сложная из них, на горе Бокъёх, использовалась до начала 20 века.
Археологические находки свидетельствуют о многовековой оседлости каратинских народов и их привязанности к языческой вере предков. В могильниках находят много бронзовых статуэток людей и животных, будто в древности ими были обставлены все села Ахвахского района. К памятникам 19 века относятся родовые и сторожевые башни, ныне предсталенные уцелевшими фундаментами.
Древность и современность тесно переплетены в жизни современных ахвахцев. В дни праздников, имеющих многовековую историю, они словно встречаются со своими мудрыми предками за гостеприимным столом.
Праздник Первой борозды
Следы земледельчества на территории Ахвахского района прослеживаются с 9 в до н.э. Каждый сезон работ ознаменован древними традициями. Одна из них — праздник Первой Борозды. В древности ахвахцы молились языческим богам, приносили жертвы и отправлялись в поле, чтобы воткнуть в отдохнувшую землю плуг и, погоняя пару волов, провести первую борозду. Сейчас этот обычай поддерживается в немного измененном виде. Языческие жертвы заменила мусульманская молитва, а пару волов — трактор. Машину ведет начальник тракторной бригады, а за ней, символически постукивая по плугу палкой, шествует председатель колхоза. Действо сопровождается всеобщим вниманием, национальными песнями, танцами и широким застольем. Увидеть главный весенний праздник можно в середине марта во всех аулах Ахвахского района.
Земледелие в горном районе Дагестана создало уникальные террасовые поля, создающие интересные очертания горным лугам. Каждое поле подкреплено древней каменной стеной и орошается системой водоводов. До сегодняшнего дня земледельцы поддерживают древние памятники, не теряющие практического значения.
Гъоди и индейцы
Собственным изобретением села Карата является фестиваль национального дагестанского блюда гъоди, в последних числах августа проводящийся в каратинском сосновом лесу. Это интересный праздник, несущий в себе обычаи совершенно разных народов и символизирующий их единение. Гости и участники фестиваля облачаются в индейские одежды, строят вигвамы, разводят костры и начинают готовить гъоди — вкусное и питательное блюдо из пяти видов злаков, молока и масла. Индейский антураж переплетается с местными диалектами, создавая неповторимую картину, где люди, как зерна в гъоди, объединяются за общим столом. Пока еще редкие туристы из России с удовольствием посещают индейский лагерь Караты.
Сокровища имама
В мятежные годы середины 19 века Дагестан оказался крепким узлом, над развязкой которого долго трудилось русское правительство. Неприступные крепости, возглавляемые умным и воинственным имамом Шамилем, редко сдавались без ожесточенного боя. Объединить многонациональное горское население было непросто: ахвахцы не раз устраивали восстания, сопротивляясь жестокому правлению Шамиля. Истребив большую часть местной знати и завладев их богатствами, Шамиль устроил хранилище собранной казны в селе Карата.
Но не золото стало главным сокровищем, хранимым каратинской землей. Любой житель села укажет главную достопримечательность — мавзолей старшего сына имама — Джамалудина, судьба которого тесно связана с Россией. Будучи взятым в плен русскими солдатами, Джамалудин провел юность в Петербурге и Торжке, воспитываясь в лучших военных заведениях для детей дворян. Волей судьбы вернувшись на Кавказ уже взрослым, он пытался передать свой интерес к наукам и любовь к России воинственному отцу. Оставшись чужим среди своих, Джамаллудин умер в с. Карата в возрасте 23 лет. С тех пор за его могилой ухаживают жители села, не оставляя вниманием и соседнее погребение, где лежит лучший знаменосец Шамиля — «Черный Омар».
Карата связана и с младшим сыном имама — Кази-Магомедом. Оправдывая ожидания отца, он руководил вооруженной борьбой против русских, имея ставку в Карате. Всего через год после смерти старшего брата, Кази-Магомед с плененным отцом покинул горы Дагестана, последовав в Петербург, а затем в Калугу. Несмотря на многие милости, оказанные пленнику русским императором, Кази-Магомет не проникся преданностью победителям. Умер он в Турции, в 69 лет.
Верным служителем Шамиля и хранителем его казны был уроженец с. Карата Хаджияв. Добровольно последовав за повелителем в русский плен, он удивлял петербургское общество своей аккуратностью и трогательной заботой о вещах имама. В его обязанности входила раздача милостыни, чем Хаджияв занимался и на улицах Петербурга, останавливая и одаривая деньгами тех, кто казался ему недостаточно богатым. Каратинцы гордятся своим славным односельчанином, сочетавшем в себе лучшие черты простосердечных жителей дагестанской провинции.
Село славно и другими героями, совершавшими подвиги труда во время социалистического строительства и мужества — во время Великой Отечественной войны. Обо всем расскажут памятники на улицах и в музее.
Как добраться в Дагестан
Отдаленные села Ахвавского района стали доступней с недавнего времени, когда до Караты было проведено асфальтированное шоссе. Помимо государственных средств, в таких строительствах участвуют традиционные пожертвования, собираемые мусульманами по праздникам.
Добраться до столицы Дагестана из Центральной и Южной России несложно. Махачкала связана с крупными городами автобусным сообщением, из Москвы и Санкт-Петербурга ходят поезда, в городе имеется аэропорт.
Вам надо провести праздник, мероприятие или тренинг. Мероприятие провести надо, но негде. В вашем офисе нет места и всех гостей он не вместит. На помощь придет лофт в аренду — место которое можно арендовать для проведения мероприятия.