Ветер бора

Что такое ветер бора

 

 

Воздушные массы на Земле находятся в постоянном движении. Ветер всегда возникает в тех или иных точках планеты, в разных местах, и на суше, и на море, и он может быть любой силы. Если в какой-то точке Земли ветра нет, то это всегда носит временный характер, ведь штиль всегда сменяется ветром. И для определённых мест, определённых климатических зон свойственны определённые ветра. Например, бора.

 

 

Слово «бора» происходит от греческого слова «борей», означающего северный ветер. Такое название дано сильным, порывистым и холодным местным ветрам, которые формируются в холодный период (обычно осенью ближе к концу, зимой и в начале весны) при условии столкновения холодного воздушного потока с возвышенностью (и такой возвышенностью могут быть горные хребты, гряды и массивы, правда, не очень высокие).

Такой ветер может преодолеть возвышенность, приобретя огромную силу, после чего он накрывает морское побережье, приводя в некоторых случаях к разрушительным последствиям. В высоту бора достигает сотни метров. Такой вид местных ветров характерен для небольших территорий, где горы выходят к морскому берегу.

 

 

Особенности ветра бора

 

 

В самых известных случаях (на Черноморском побережье Северного Кавказа и на берегах Адриатического моря) ветер боря дует в северо-восточном направлении (по этой причине его ещё называют норд-ост). Движущийся в этом направлении ветер, как только приближается к прибрежным горам небольшой высоты, сразу же поднимается над ними, и тут же спускается вниз по склонам, набирая большую силу и скорость под действием сил земного тяготения. В отдельных местах (например, в Цемесской и Геленджикской бухтах Чёрного моря) появление боры предвещают густые облачные скопления вокруг горных пиков и вершин (в Новороссийске такое называют «бородой»).

 

Поначалу бора бывает неустойчивой, способна менять и направление, и силу, но в какой-то момент ветер находит нужное ему направление, а потом и набирает большую скорость — в среднем более 20 метров в секунду. Так, в районе Новороссийска скорость боры достигает до 60 метров в секунду.

 

 

Бора ощущается особенно холодной из-за разницы температур между горными участками и берегом моря. Как раз этим и объясняется факт того, что при начале боры резко падает температура в том районе, куда этот ветер спускается с горных склонов. Нисходящий воздушный поток при попадании на морскую поверхность приводит к шторму на море с волнами достаточно серьёзной силы, способными спровоцировать подтопления на берегу.

 

 

Сооружения и суда, находящиеся на берегу, при пришествии боры могут оказаться подверженными разрушению или повреждению. В условиях значительных морозов бора способна создать ледяную корку на поверхности морской воды, когда волны, вызванные ветром, замерзают. В редких случаях последствия боры могут ощущаться вдали от берега на десятки километров. Температура в отдельных случаях может упасть сразу на 20 градусов по Цельсию, а длительность может варьироваться от нескольких дней до недель.

 

 

 

Причины возникновения и образования ветра бора

 

 

Ветер бора возникает из воздушного потока, движущегося из области высокого атмосферного давления в область низкого давления, по направлению в сторону моря, пока ветер не натыкается на невысокую горную гряду высотой до километра (но не выше) близ моря или очень крупного озера, огибает её сверху, охлаждаясь, после чего под действием гравитации падает вниз, усиливаясь и набирая скорость, к побережью и морю. При этом оптимальными для боры являются условия, когда температура воды выше, чем на температура воздуха на суше.

 

Такое бывает именно в зимний период у незамерзающих водоёмов или их участков. В других случаях оптимальным для возникновения боры может быть присутствие циклона над морской поверхностью, в сторону которого направляется ветер из антициклона. Скорость ветра на момент подхода к горной гряде должна составлять около 7 метров в секунду или немногим выше. На набор скорости боры при спуске с гор влияет ещё и то, что ветер движется волнообразно из-за частых встреч с горными преградами, а также из-за сжатий при прохождении через горные перевалы. Благодаря сжатию ветер ускоряется, и это происходит в том числе за счёт меньшей площади, охватываемой им.

 

 

 

Виды ветра бора

 

 

В разных точках Земли бора может называться по-разному. Так, на Черноморском побережье Северного Кавказа бору называют норд-ост, на Байкале (в средней части озера) дуют сарма и баргузин, на побережье Восточно-Сибирского моря возникает ветер, называемый южаком, на берегах Адриатического моря, омывающего Хорватию, Черногорию и Италию, бора тоже встречается, но там она носит название бура (в Хорватии, Сербии и Черногории) или трамонтана (в Италии). Трамонтане подвержены берега не только Италии и Хорватии, но также Испании и Франции.

 

 

Также различают чёрную и белую бору. В Хорватии чёрная бора также носит название скура.

 

 

Похожи на бору и некоторые другие местные ветры. Так, по Апшеронскому полуострову на азербайджанском побережье Каспийского моря дует северный ветер хазри, или Бакинский (Апшеронский) норд. Средиземноморское побережье Франции периодически продувается северо-западным ветром мистраль, а в Мексиканском заливе может бушевать нортсер.

 

 

 

Черная бора

 

 

 

Чёрная бора формируется в результате прохождения над морем циклона. Его прохождение формирует северо-восточные ветровые потоки. Эти потоки становятся сильнее, когда проходят поверх прибрежных горных гряд и спускаются с их склонов. Ветер бушует в сопровождении дождевых (редко снеговых) осадков. Признаком чёрной боры является низкая густая облачность. Чёрная бора бывает только в зимний период. Над южной часть Адриатики чёрную бору создаёт глубокий генуэзский циклон, при этом может дуть и южный ветер, называемый юго. Его тоже могут сопровождать дождевые осадки.

 

 

 

Белая бора

 

 

Белая бора, в отличие от чёрной боры, является результатом деятельности антициклона, в области которого дует сильный северо-восточный ветер. Ещё одно отличие в том, что белая бора не сопровождается осадками, более того, небо при таком ветре ясное (тогда как при чёрной боре оно пасмурное, с низкой облачностью). В то же время, по силе белая бора превосходит чёрную. Особенностью этого ветра является его способность уменьшать влажность воздуха, он куда суше, чем чёрная бора.

 

 

 

Где бывает ветер бора

 

 

Как можно было понять из того, что было описано выше, боре подвержены определённые участки побережий морей и берега крупных озёр, где горы расположены очень близко к морю, при этом горы должны быть не выше тысячи метров. На Земле таких участков немного. Самые известные из них — это берега севера Адриатического моря (север итальянского побережья, хорватское и черногорское побережье), берега Северного Ледовитого океана и архипелага Новая Земля, побережье Чёрного моря в Крыму и на Северном Кавказе.

 

 

Ветер бора в России

 

 

Россия является единственной страной в мире, располагающей несколькими точками, где происходит бора. Это архипелаг Новая Земля, Восточно-Сибирское море в района города Певек (являющегося самым северным городом России), озеро Байкал, побережье Крыма и часть побережья Северного Кавказа в Краснодарском крае. И там — самая известная в России бора, наблюдаемая в Цемесской (Новороссийской) и Геленджикской бухтах.

 

 

Новороссийск и Геленджик являются, пожалуй, наиболее известными городами России, периодически страдающими от пришествия ветра бора. Местная бора является, в каком-то смысле слова, образцом боры, чаще всего именно по ней и составляют данные, которые можно экстраполировать и на  аналогичные ветра в других частях страны и Земли вообще. К Цемесской и Геленджикской бухтам выходят склоны хребта Маркотх, абсолютная высота которого — 717 метров. Маркотхский хребет является частью Большого Кавказа, располагается параллельно Главному Кавказскому (или Водораздельному) хребту, хоть и южнее его.

 

Протяжённость вдоль черноморского побережья составляет 90 километров. Идущий в сторону этого хребта холодный северо-восточный ветер, подгоняемый областью высокого давления, поднимается над ним, а после обрушивается на Геленджик и Новороссийск, нередко приводя к разрушениям в городах и повреждению стоящих на причале или плывущих в бухтах кораблей и лодок. Чаще всего последние повреждают сильные штормовые волны и внушительной толщины наледь до 4 метров в толщину. Около 50 дней в году приходятся на бушевание боры, в основном, осенью-зимой, и чаще всего бора бывает в ноябре и в марте. Сильнейшие в истории наблюдений случаи боры длились около полутора месяца, а скорость ветра могла достигать 100 метров в секунду. Температура могла рухнуть до 35 градусов мороза, а перепад температур при наступлении боры достигал 40 градусов.

 

Впервые в истории метеонаблюдений в России бору описали ещё в 1831 году. В 1839 году бора впервые в истории России привела к кораблекрушению, а в 1847 году был один из первых задокументированных случаев, когда бора привела к человеческим жертвам. В 1928 году был отмечен рекорд скорости ветра при боре в Новороссийской и Геленджикской бухтах — 80 метров в секунду. Одними из самых разрушительных были бора в ноябре 1993 года и бора в декабре 1997 года — последний ураган нанёс ущерб Новороссийску в 60 миллиардов рублей.

 

Аналог хребта Маркотх в плане влияние на появление боры находится в Крыму — речь идёт о плоских горных плато, называемых яйлами, а точнее, о тех яйлах, что выходят непосредственно к берегу Чёрного моря. Бора в таких условиях тоже может возникать, но это, как правило, бывает намного реже, чем в Новороссийске и Геленджике.

 

Бору на Байкале называют сармой и баргузином. Баргузин дует преимущественно в осенний период, средняя продолжительность составляет лишь несколько часов, но скорость этот ветер может развить в 20 метров в секунду, то есть, достаточно большую. Движение этого ветра идёт со стороны Баргузинской долины (или котловины), окружённой Баргузинским и Икатским горными хребтами, и дует он и вдоль берегов озера, и поперёк них. В отличие от новороссийской боры, баргузин куда более постоянен, по мере движения он усиливает свою мощь. После баргузина на Байкале устанавливается солнечная погода.

 

Сарма же является сильнейшим и мощнейшим ветром на Байкале. Именно он более всего похож на новороссийскую бору по своей сути и по причиняемому ущербу. Сарма формируется из потоков холодного арктического воздуха, собирающегося на Приленском плато, и по мере движения переваливается через гряду Приморского хребта, потом попадает в узкую долину, где и набирает ураганную силу. Чаще всего сарма дует в осенне-зимний период, в ноябре он может продолжаться до десяти дней, в декабре и все 13.

 

Предвестниками сармы являются грибовидные слоисто-кучевые облака, имеющие чёткие контуры, окутывающие пики Приморского хребта, и эти облака возникают за два-три часа до порывов сармы. А за 13 минут — полчаса до сармы возникает небольшой просвет между тучами и горами. Бывали истории, когда порывы сармы приводили к человеческим жертвами. Так, в 1901 году порывы сармы спровоцировали крушение парохода-буксира «Яков» и прицеплённых к нему судов «Потапов», «Шипунов» и «Могилёв», и в результате погибли 178 человек. Это было крупнейшее кораблекрушение в истории судоходства на Байкале.

 

 

Наконец, бора встречается и в российской Арктике. Так, в Чукотском автономном округе периодически наблюдается ветер, именуемый южаком. Это самый сильный ветер в этой части Арктики, и за счёт своей силы и, что немаловажно, внезапности этот ветер считается самым опасным. Южак может дуть в течение часа со скоростью в 40 метров в секунду, но порывы его могут достигать 60 и даже 80 метров в секунду. Ветер настолько сильный, что он может сдувать практически весь снег на побережье Восточно-Сибирского моря в районе города Певек, и даже разрушать сооружения, повреждать стоящие на рейде суда. Продолжительность может достигать нескольких недель. Несмотря на внезапность, ветер всё же можно предсказать за счёт появления устойчивых густых облаков на ясном небе. Есть также и другой южак — ветер, дующий в западном и юго-западном направлении в бухте Тикси на берегах моря Лаптевых в Якутии. Как и чукотский южак, этот южак тоже достаточно силён и опасен.

 

 

Образование наледи при боре

 

 

Отличительной особенностью боры является формирование намёрзшего слоя льда и снега на деревьях, сооружениях, судах и транспортных средствах. Всё дело в двух вещах — в холодном воздухе, движущемся на большой скорости, и в сильном волнении моря при ветре. Брызги воды, отрывающиеся от штормовых волн, поднимаются ветром в воздух и замерзают, и на большой скорости они сразу примерзают ко всему, на что попадают. По этой причине всё, что может находиться в портах тех же Новороссийска и Геленджика, во время бушевания боры может покрыться очень толстым слоем наледи, достигающим порой нескольких метров. Для судов это особенно опасно, ведь это может привести к утрате контроля над судном и его повреждению и затоплению. Либо же судно может вынести на берег.

 

 

 

Опасности, которые таит ветер бора

 

 

Бора опасна не только за счёт намерзающего льда. Не стоит забывать, что это порывистый ветер ураганной силы. Бора может достичь скорости в 60 метров в секунду, а порывы и вовсе достигают 100 метров в секунду. Такой ветер сам по себе способен вырывать с корнем деревья, приводить к подтоплению берега, разрушать недостаточно прочные конструкции, выбрасывать на берег или топить корабли и лодки. Ещё одна опасность заключается в резких перепадах температуры. При наступлении боры температура способна упасть сразу на 40 градусов. Незащищённый организм рискует получить обморожение в подобных условиях.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Adblock
detector