Все, что нужно знать о подшипниках: задачи, функции, назначения, виды
Подшипники используются практически во всех современных агрегатах и механизмах, начиная от бытовой техники и заканчивая крупным производственным оборудованием. Детали выполняют передачу усилия и движения, независимо от типа и размера. В последнее время популярными становятся импортные подшипники. Такие устройства надежны и долговечны, как правило, выдерживают более высокие нагрузки, не так быстро изнашиваются, как детали отечественного производства.
Виды и особенности
Детали могут классифицироваться по типу трения. В устройствах скольжения ось движется в противоположном направлении по скользящей поверхности. В деталях качения, наоборот, внутреннее и внешнее кольца перемещаются навстречу друг другу. Между собой они разделены элементами качения. За счет этого показатель трения минимизируется, в результате чего износ происходит не так быстро, как в устройствах скольжения.
Нагрузка может восприниматься в радиальном или осевом направлении. В первом случае речь идет о восприятии усилия поперек оси вала, во втором – вдоль. Многие детали могут работать в условиях комбинированных мощностей. В продаже можно встретить два типа устройств – шариковые и роликовые. Выбор зависит от сферы использования.
Конструктивные элементы
Основные компоненты любого подшипникового устройства:
-
внешнее и внутреннее кольца или диск с дорожками;
-
ролики или шарики. Это элементы качения;
-
сепараторный узел.
Для производства колец, как правило, используется хромированная сталь высокой степени очистки. Данное сырье обеспечивает необходимую жесткость изделий. Это, в свою очередь, один из основных параметров, обеспечивающих высокую грузоподъемность и долговечность. Элементы качения при производстве подвергаются закалке и шлифовке.
Также производители могут использовать керамику и полимеры для изготовления тел качения. Такие материалы не приспособлены для работы в условиях высоких нагрузок, но они значительно легче металла. Использование таких подшипников целесообразно в автомобилестроении и некоторых других сферах.
Что касается тел качения, они могут быть представлены в виде:
-
роликов;
-
шариков;
-
сфер;
-
конусов;
-
игл.
Для производства, как правило, используется хромированная сталь, но применение керамики и полимеров тоже допускается. При вращении вала элементы качения движутся по специальным дорожкам и направляются сепараторами.
Основные функции
Главная задача любой детали – минимизация трения между элементами механизма. Такое приспособление является частью вращающейся опоры или узла. Устройства могут воспринимать как осевые, так и радиальные нагрузки. Они обеспечивают удержание вала в пространстве, снизив потери энергии и обеспечив вращательное или линейное движение.
Детали с игольчатыми элементами качения характеризуются улучшенным линейным контактом между поверхностями и роликами. За счет этого снижается напряжение. Узел может работать в условиях небольших перекосов вала относительно корпуса. Игольчатые приспособления достаточно жесткие и прочные, но требуют регулярного обслуживания. Необходимо время от времени проверять уровень смазки.
Источник: сайт tbbs.ru