Живая и неживая природа
Contents
- 1 Что такое природа
- 2 Что такое живая природа
- 3 Что такое неживая природа
- 4 Признаки живой природы
- 5 Признаки неживой природы
- 6 Объекты живой природы
- 7 Объекты неживой природы
- 8 Связь живой и неживой природы
- 9 Сходства и различия живой и неживой природы
- 10 Как отличить объект живой природы от объекта неживой природы
- 11 Значение живой и неживой природы для человека
Что такое природа
Природа – это многогранное понятие. В широком смысле слова под определение природы попадает все многообразие животного и растительного мира земного шара. Природа является предметом изучения различных отраслей науки. Под природой понимается естественная среда жизни и деятельности человека.
Природа – это леса и луга, моря и реки, поля и цветы, животные и насекомые, почва и полезные ископаемые. Даже сам человек является одним из элементов природы. Любые предметы и явления, которые возникли естественным путем, а не в результате деятельности человека, относятся к природе.
Природа и климат той или иной местности также являются составляющими природы.
Совокупность природных объектов создает человеку условия для комфортной жизни.
Что такое живая природа
Природу принято классифицировать на живую и неживую. Живая природа – это все то, что может дышать, расти и видоизменяться, размножаться, умирать. Живое вторично, оно образуется с опорой на неживые природные объекты.
Что такое неживая природа
Неживая природа является первоосновой, именно из нее зарождалась жизнь на планете. Неживая природа – это такие объекты, которые не испытывают биологических потребностей, неспособны к размножению, не растут. Изменения в них могут происходить в течение тысячелетий, поэтому для глаза человека они не уловимы. Неживыми объектами природы считаются различные вещества, частицы и энергетические поля, планеты, космические спутники, вулканы, камни, острова и континенты, водные ресурсы и ледники.
Признаки живой природы
Для живых объектов характерны следующие признаки:
— Способность к рождению и смерти. Женщина рожает ребенка, который со временем становится взрослым. На яблоне созревают плоды, из семечек которых вырастет новая яблоня. Отсюда вытекает еще одна особенность всего живого – способность к размножению и продолжению рода. У каждого объекта живой природы свой жизненный цикл, который начинается рождением, а заканчивается прекращением биологического существования объекта – его смертью. После смерти объекта живой природы он переходит в категорию неживой природы (например, дерево – это объект живой природы, но если дерево спилили, то оставшийся от него пенек – это уже объект неживой природы).
— Потребность в питании. Все живые организмы для поддержания жизни нуждаются в пище, растения – в микроэлементах почвы и в воде. В условиях дефицита питательных веществ животные, растения и человек болеют, а при их отсутствии – умирают.
— Способность дышать. Все объекты живой природы нуждаются в кислороде. Люди и животные дышат посредством легких, у рыб дыхание осуществляется через жабры, у растений для осуществления дыхательной функции есть специальные клетки, которые поглощают углекислый газ.
— Способность расти и видоизменяться. В процессе онтогенеза у объектов живой природы изменяется рост, внешние признаки. У ребенка в процессе взросления меняются черты лица, изменяется тембр голоса. У животных может наблюдаться смена окраса шерсти в зависимости от времени года. У деревьев листва меняет цвет осенью и опадает.
— Активность и свобода движения. Живые объекты природы способны двигаться. Люди и животные абсолютно свободны в передвижении с одного места на другое. Способность к движению у растений проявляется в том, что они поворачиваются к солнечным лучам.
Признаки неживой природы
У неживой природы следующие признаки:
— Способность сохранять форму, размер и внешний вид в течение многих лет. Молекулы веществ, из которых состоят неживые природные объекты, не могут делиться и расти.
— Неживое устойчиво к воздействиям внешней среды. Их изменение и разрушение чаще всего обусловлены действиями человека.
— Способность к разрушению и переходу в другой объект неживой природы (например, ледник может растаять, превратиться в воду). Неживые природные объекты могут гнить, если находятся в неблагоприятных погодных условиях – излишней влажности или чрезмерной засухе.
— Отсутствие биологических потребностей и способностей к самостоятельному передвижению. Объекту неживой природы не нуждаются в пище, сне, чувстве безопасности. Они не могут испытывать эмоции, не способны чувствовать боль от физического воздействия.
Объекты живой природы
К живой природе следует отнести человека, рыб, животных, птиц, насекомых, бактериальные микроорганизмы и вирусы, грибы и растения. Иными словами, к живой природе относятся все те объекты, которые дышат, питаются, растут, размножаются, самостоятельно передвигаются и в конечном итоге умирают.
Объекты неживой природы
К неживым природным объектам относятся статичные объекты, которые не испытывают потребности в питании, не дышат, не растут, не умирают и не размножаются и образованы без антропологического вмешательства. К таким объектам относятся солнечные лучи и облака, ручьи и горы, ветер и воздух, опавшая листва и трухлявый пень, песок и снег.
Связь живой и неживой природы
Живое и неживое существуют не раздельно друг от друга, а в тесном единстве и взаимодействии. Существование живого без опоры и использования неживых природных объектов немыслимо: животные и человек нуждаются в солнечном тепле, а питаются они тем, что вырастает на деревьях (плоды) или в почве (корнеплоды); все живые существа дышат воздухом.
Неживая природа без живой природы была бы скучна, а ее ресурсы оставались бы невостребованными. Постоянный химический состав воды в реках и водоемах обеспечивается за счет жизнедеятельности и продуктов распада тех живых организмов, которые живут в воде. Когда заканчивается жизненный цикл растений, их части опадают на землю, гниют, наполняя почву полезными микроэлементами, которые необходимы для жизни насекомых, живущих в земле, и для корней растений.
Получается, что живое и неживое в природе обеспечивают существование друг друга.
Сходства и различия живой и неживой природы
Пожалуй, главное отличие живой природы от неживой природы состоит в продолжительности их существования. Время существования объектов неживой природы превосходит срок жизни живых существ в миллиарды лет.
Еще одно отличие живых объектов от неживых в природе кроется в молекулярном уровне их организации: неорганическая структура объектов неживой природы статична и устойчива к изменениям. Такие клетки не могут мутировать и видоизменяться. В результате чего не меняется и внешняя форма неживых природных объектов. Живая же ткань состоит из элементов, которые могут мутировать, отмирать или регенерировать. Эти процессы в тканях живых организмов объясняют изменения в их внешнем облике.
Также исследователями подмечена интересная особенность: форма объектов живой природе в большинстве случаев соответствует законам симметрии, к ним применимо правило золотого сечения. Развитие живых организмов идет по спирали – на эту особенность всего живого обратили внимание еще древние философы, когда сравнивали живые и неживые природные объекты.
Как отличить объект живой природы от объекта неживой природы
Чтобы отличить живой объект природы от неживой природы, нужно провести анализ этих объектов, выяснить, какими признаками они обладают: признаками живых объектов или неживых?
В большинстве случаев сделать это будет нетрудно. Нужно только ответить на такие вопросы, как:
— Это объект природы может дышать?
— Этот объект природы рождается, растет и развивается, меняет внешний вид, форму, размер, а в конечном итоге умирает?
— Этот объект природы испытывает биологические потребности, дышит?
— Этот объект природы может самостоятельно передвигаться?
Однако могут возникнуть и затруднительные случаи. Так, к примеру, кристаллы однажды родились, росли, а потом разрушились, что аналогично смерти. Ручей возник, когда начал таять ледник, а затем в него стали впадать другие мелкие ручьи – он превратился в реку, то есть видоизменился, вырос. В результате засухи он может высохнуть, то есть перестать существовать. Вулкан, начиная функционировать, словно бы рождается, увеличивается в размерах (значит, растет), а после извержения умирает. Означает ли это, что все эти объекты живые?
Ответ однозначен: нет, это неживые природные объекты. Несмотря на сходство их с живыми объектами по некоторым свойствам, определяющими моментами их природы является то, что все они не дышат, не испытывают потребности в пище и не способны размножаться.
Еще одно важное отличие живых организмов от объектов неживой природы заключается в том, что человек или условия внешней среды могут погубить их. Если человек срубит дерево, оно не сможет вновь зазеленеть, цвести и приносить плоды. Если на бабочку упадет камень, то он раздавит ее. Так происходит только с живыми объектами. Если человек разломит кусочек мела, то мел от этого действия не перестанет существовать, не утратит свою способность оставлять след на асфальте. Это будут 2 кусочка мела.
Значение живой и неживой природы для человека
Значение природы в жизни человека огромно.
Природные условия на планете в полной мере отвечают потребностям человеческого организма:
— имеется достаточное количество кислорода в воздухе в воздухе для дыхания;
— температура окружающего воздуха подходит для комфортного самочувствия;
— химический состав вод позволяет человеку выращивать фрукты и овощи, которые он использует в пищу.
Природные катаклизмы негативно сказываются на жизни и деятельности человека, поэтому можно утверждать, что человек зависим от природы.
С момента своего появления, человек использует природные богатства, преобразует экосистемы, стремится за счет природы повысить качество своей жизни. Посредством природных объектов человек удовлетворяет свои потребности. Без использования природных ресурсов невозможны такие сферы экономической деятельности человека, как сельское хозяйство, производство продуктов питания, строительство, добыча и использование полезных ископаемых. Функционирование экономики напрямую зависит от богатства природными ресурсами того или иного региона.
Современные достижения в области науки и техники позволяет человеку обрабатывать природные ресурсы: создавать ткань из природного материала, готовить пищу из овощей с помощью варки, жарки и тушения. Но все это было бы невозможным, если б человек не имел первоначального природного сырья.
Растительный мир природы сделал возможным производство лекарств и косметических средств на натуральной основе. Кроме того, многие виды растений признаны лекарственными и используются в народной медицине – человек может осуществлять профилактику различных заболеваний, принимая отвары и настои целебных трав.
Погодными условиями объясняется самочувствие человека. На эмоциональное состояние людей оказывает влияние регион проживания и климатические условия, магнитные бури и солнечная активность, фаза лунного цикла. Влажность и химический состав воздуха являются определяющими факторами в физиологическом здоровье людей. Климатическая зона влияет на внешность людей: представители разных национальностей отличаются по разрезу глаз, форме черепа, структуре волос, что обусловлено приспособлением человека как биологического вида к воздействию погодных условий.
Природа обладает широкими рекреационными ресурсами: отдых на море и горный воздух являются хорошей мерой закаливания и предупреждения возникновения респираторных заболеваний; в природных местах, где находятся минеральные источники и целебная грязь, создаются санатории, в которых люди проходят курс лечения от различных заболеваний.
Помимо создания необходимых условий для жизни и деятельности человека, природа выполняет и эстетическое значение. Так, влюбленные любят гулять по набережной, шум прибоя создает атмосферу романтики для них, а наблюдение таких природных явлений, как радуга, восход или закат дарит человеку положительные эмоции. Человек испытывает потребность в созерцании прекрасного – именно поэтому многие люди держат дома аквариумы и террариумы, заводят попугаев и канареек, кошек и собак.
Примечательно то, что содержание дома животных, создает условия для формирования у детей любви к живому и умения ухаживать за животными. А если родители приучают ребенка поливать комнатные цветы, позволяют принимать участие в работе на дачном участке, то у ребенка формируются первичные трудовые навыки. Так, природа обладает еще и воспитательным потенциалом.