Особняк Каншина в Санкт-Петербурге

Краткое описание

Это далеко не самая часто-посещаемая достопримечательность Северной столицы, но среди старинных особняков, когда-то принадлежавших состоятельным дворянам, этот один из самых знаменитых и запоминающихся.

Особенно темными вечерами с улицы заметна освещенная ярко-голубая парадная со скульптурами купидонов. Такой необычно-светлый для города внутренний дизайн здания привлекает проходящих мимо людей. Эта парадная включена в маршрут экскурсий по Владимирскому округу. Экскурсии по дворам и парадным можно заказать здесь: https://dvoryparadnye.ru/

 

История самого большого особняка Василия Каншина

Василий Каншин – коллежский регистратор, образцовый дворянин, сборщик налогов и один из богатейших людей Петербурга в 19 веке. Такому важному человеку требовалось соответствующие жилье. Первые два особняка №2 и №4, также в Кузнечном переулке, меньше размером тоже принадлежали ему. В первом он жил сам, второй отдал одному из своих детей. А вот дом №6 строился для его дочери Юлии, либо на сдачу квартир и получения прибыли. Всего детей у него было тринадцать.

Его построили в период 1859-1860 года, по проекту Густава Барча, который активно занимался созданием особняков для богачей Питера. В 1869 году здание продолжали отделывать и украшать. Парадную, изначально выкрашенную в зеленый, отделали позолоченной лепниной, купидонами и кариатидами, которые частично были разрушены, но позже всё-таки восстановлены, наладили камин. Снаружи тоже появился лепной декор. Строительство закончили в 1870 году. Само здание имеет три этажа и выполнено в стиле эклектика, есть достаточно высокий подвал.

Как и планировалось в доме жила дочка Юлия вместе со своим мужем Аркадием Теляковским (генерал-лейтенант и военный инженер) и семерыми детьми, поэтому там никогда не было тихо. Их младший сын Владимир в последствии стал директором императорских театров и знаменитым человеком среди просвещенного слоя населения Санкт-Петербурга.

После революционных годов огромные комнаты и залы особняка разделили на коммуналки, во время использования которых внутренняя отделка была повреждена. Реставраторы привели в порядок лепнину, стены перекрасили из тёмно-зеленого в небесно-голубой цвет, теперь парадную стало заметно с улицы.

Сейчас деревянные двери и окна заменены современными стеклопакетами и пластиком, что, конечно же, испортило внешний вид старинного здания. Внутри дома располагается школа джаза, фотостудия и офисы разных организаций. Еще на первом этаже открыто кафе для вегетарианцев.

Как попасть в особняк?

Кузнечный переулок – центр Санкт-Петербурга, совсем недалеко от всем известного Невского проспекта, поэтому, посещая город, можно абсолютно спокойно заглянуть в эту голубую парадную. Вход всегда открыт и нет домофона, потому что здание лишь частично осталось жилым. Самая близкая станция метро – Владимирская, идти от нее до дома №6 примерно пятнадцать минут.

На фоне нетипичной для Петербурга внутренней отделки можно сделать интересные фотографии.

Интересные факты

  1. Особняк не признан архитектурно-историческим наследием, хотя вполне достоин этого статуса. Он имеет уникальный дизайн и внешний вид фасада. К тому же дом отлично сохранился до наших дней. Остальные два дома – №4 и №2 – удостоились этого звания. Из-за того, что он никак не охраняется, лепнину часто разрушают, закрашивают роспись, меняют старые детали интерьера на новые и современные, не подходящие по стилю.
  1. Каншин родился в Тамбовской губернии, в столицу переехал только к тридцати годам. Стал купцом, заимев полезных знакомых, начал деятельность откупщика (собирал налоги с жителей) и к пятидесяти годам добился дворянского статуса, который когда-то, в эпоху Петра Великого, его род лишился. Для самого Василия стать дворянином было самой главной целью, из-за которой он и переехал в Санкт-Петербург.
  1. Вестибюль выполнили в стиле барокко, а вот лестница четко относится к стилю модерна. Скорее всего, она взята из совершенно другого дома и изначально была ограждением на балконе.
  1. Здание еще ни разу за 150 лет не подвергалось капитальному ремонту, только косметическому, в результате которого отреставрировали скульптуры и лепнину, изменили цвет стен. Внутренняя отделка стала больше походить на стиль барокко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика