Коренные народы европейского севера России
Contents
Народы севера России. Кто они?
Само понятие «народы Севера» крайне запутано. Все понимают, что самые разные аспекты учитываются в нем. Это этнос, и география, и демография, и культура, и даже образ жизни. Но вот сказать совершенно точно, какие именно народы включаются в это понятие, не так-то просто.
Когда речь идет об юридических документах или публикаций среди научного сообщества, появляются дополнения – «малочисленные», «коренные».
Для этнографа этот список существует во вполне определенных рамках. И мы встречаем в нем коми, якутов, карелов, даже русских старожилов Сибири, которых коренными народами официально не называют, и тем более малочисленными. Но они живут на северных землях испокон веков, занимаются теми же видами издревле знакомого природопользования и числом становятся все меньше.
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» причисляет к таковым тех, кто проживает на территориях своих предков, сохраняет образ жизни, хозяйствование и промыслы.
Коренные этносы севера России
Мы же, говоря о коренных народах Европейского Севера России, будем говорить о
коренных этносах
Карелы,
Коми, среди которых ижемцы, пермяки, зюздинцы, язьвинцы, зыряне, морт, войтыр – и все с приставкой «коми-».
и коренных малочисленных народах
Ненцы,
Кереки,
саамы,
вепсы.
Все они населяли и сейчас живут на европейском Севере России.
Как появились этносы севера?
Север – земля тяжелая для жизни, а потому и заселение его происходило довольно поздно. Лишь III-II тысячелетия до н.э. стало временем, когда здесь заселилось постоянное население.
Известно, что местные скоро научились каменные орудия шлифовать, из древесных стволов лодки долбить, луки и стрелы изготавливать. Появилась у них и посуда из глины, покрытая орнаментами, когда и гончарного круга-то не было.
Сегодня лишь петроглифы служат явным подтверждением, что места эти обитаемы были, даже о занятиях населения, быте его рассказывают. Сохранились эти скальные рисунки из прошлого на побережье Белого моря.
Может это странным покажется, но с далеких пор Европейский Север был территорией межрасового смешения. И доказывает это ранненеолитический могильник острова Олений, что в Онежском озере. Изучили его погребения (а их почти две сотни) и обнаружили, что люди в них разным расам принадлежат: европеоидной и монголоидной. У их потомков сохранились и следы смешения – облик-то европеоидный, а налет монголоидности все же имеется.
По мнению ученого люда, племена, что в древности эти земли заселяли, говорить должны были на самодийских языках, что родственны языку современных ненцев. Языки финно-угорской группы проникли сюда позже.
Предки наших современников-саамов не сразу заговорили на нынешнем языке, родным для них был самодийский. А вот современные ненцы свой самодийский сохранили.
К концу I – началу II тысячелетия н.э. образовалось племенное обединение, называемое пермяне. Именно они стали предками современных коми-зырян и коми-пермяков со своими языками, отнесенными к финно-угорским.
Письменные источники VI столетия упоминают о народности, что «сидит на Белом озере». Когда-то начальная русская летопись XI века назвала этот народ «весь». Их современные потомки зовут вепсами.
А история древних карел оказалась куда богаче событиями. Обитали они на Карельском перешейке в IX столетии, торговали с Великим Новгородом, оттуда и христианство приняли. В XVI веке область, где обитали они в Российское государство вошла, а в 1617-ом стала уездом Швеции. Но сами корелы вернулись на российские земли, не пожелали под шведским королем ходить, да так и остались жить на карельской, ярославской и тверской землях.
Словене пришли сюда позднее, к веку VII-XI, и теперь русских здесь большинство.
Много воды с тех пор утекло. И языки многие забыты. Какие-то из них энтузиасты пытаются сохранять, даже восстанавливать, но говорит стар и млад преимущественно на русском, а родной свой если и учат, то как иностранный.
Как живется северным народам?
Суровая земля им досталась: лесотундра, тундра, тайга. С давних времен не случайно селились люди у воды: берег залива, озеро или речка. По воде все товары нужные завозились. Навигация здесь короткая, только и хватает времени, чтобы запастись необходимым на долгую зиму. Потому как в другое время есть единственное средство – вертолет, чтобы попасть в селение или из него выбраться.
А занятия себе находят на зверофермах, разводя песцов и норок, в пошивочных мастерских, за пошивом одежды разной, и национальной тоже) из меха оленей. Есть и магазин, и даже почта, и дома рубленные. Однако все это – дань городской цивилизации.
Потому что не здесь, не в поселении основа их национального существования, их самобытности, а в окружающих лесах и тундре. Не особенно много людей работает здесь. Но как раз именно они семьями живут с оленьими стадами в тундре, заглядывая в поселок в свой пустующий дом несколько раз в году. Они проводят за охотой весь сезон, добираясь пешим ходом, на оленях или собачьих упряжках от урочища к урочищу. Они в путину живут вдалеке от дома, на самых удобных для рыбной ловли местах.
В этих самых местах и идет самая настоящая жизнь так шла она столетия назад, с той лишь разницей, что у современного оленевода, охотника и рыболова найдутся и приметы современности: радиостанция или хотя бы радиоприемник, лодочные моторы и бензиновые примусы.
Питание народов севера России
Даже кухня у этих людей полностью соответствует требованиям сурового климата. Мясо и рыба служат основной пищей. Их даже в сыром виде едят довольно охотно – свежатину, чуток присоленную. Стараются выбирать из лучших сортов: чир, белорыбица, нельма. В них, как правило, отсутствуют глисты. А вот щуку и карася только в вареном или хорошо провяленном виде употребляют.
Не принято здесь мясо-рыбу жарить. А вот теплую оленьей кровь попивают.
Для непривычного к таким «изыскам» человека, это повод для смятения.
Пусть в сыром мясе (и полусваренном) витаминов достаточно, но растительной пищи все же не хватает. Потому и выходят в тундру женщины с детьми за травами и ягодами дикорастущими. Морошку, чернику, голубику, клюкву, бруснику едят свежими, как и травы, на зиму заготавливают, консервируют, заливая растопленным жиром.
Морозными зимами из них отличная мясная приправа выходит.
А грибы! Их в тайге изобилие. Олени их особенно жалуют. Местные едят не особо. Раньше и вовсе не едали. Русское влияние сказывается. Сушить стали, солить на зиму, а также и на продажу.
Прошлый век принес значительные перемены. В рацион народов Севера прочно вошли хлеб, крупа, чай, соль, сахар. Когда-то они не знали, что такое кариес, сегодня эта проблема проявляется уже в раннем возрасте.
Те хлеба, что выпекали их предки из ячменной, а чаще ржаной муки, содержали сушеную растолченную сосновую заболонь (это такой слой под корой дерева) по причине недостаточности муки.
Когда год случался урожайным, в русских печах испекали подовый хлеб, часто кольцевой, который позже насаживали в горячем виде на палки – и на мороз. Достаточно было согреть его в доме, как он становился мягким, будто только из печи.
Мясо ели на праздники. Все больше рыбу. Уха, похлебка, пироги, называемые рыбниками, были в каждом доме.
Много веков главной овощной культурой у многих народов оставалась репа. Из нее даже квас делали, наряду с хлебным. Другие овощи, включая картофель, северяне узнали лишь к XIX веку.
Замораживали пельмени, которые служили промысловой пищей, а для приготовления которых достаточно было иметь под рукой огонь, воду и котелок.
Одежда народов севера России
Совершенно понятно, что к местным условиям была приспособлена и одежда.
Для саамов привычны были глухие одежды из оленьих шкур. Их называли «печок». В ходу были длинные рубахи из холстины (юпа).
Современные коми-зыряне по сей день местами сохранили в быту обшитые кожей безрукавки, бока у которых не сшиты (лоз, лузан), и которые подпоясывали ремнем.
В состав мужского наряда входила рубаха-косоворотка или с прямым воротом. Штаны заправляли в сапоги. Были берестяные лапти. Но они надевались лишь на работу. Поверх одевали зипуны, армяки, шубы.
Одежда женщин, конечно, наряднее, с вышивкой на рубашке и сарафанами разных покроев.
Жилище народов севера России
Кочевой образ жизни оленеводов и рыбаков и здесь наложил свой отпечаток. Чум, этот конический шатер, оказался самым удобным и приемлемым типом жилища. Его легко перевозить на оленях с места на место. Меньше часа требовалось женщинам, чтобы поставить его – это издавна считается делом женским. Накрытый шкурами, он становится настоящим домом. В нем и костер можно развести, и согреться, и отдохнуть на лежанке из плетеной ивовой подстилки. Хотя спать приходится в одеждах, укрываясь шкурами (сегодня их заменяют спальные мешки), ведь стоит погаснуть костру, как обступает холод. Здесь и место для «ценностей» найдется и для икон, если в том надобность имеется.
Для чукотских оленеводом дом – яранга. Она пошире чума и каркас у нее сложнее, деревянный. Ее и на холодное и теплое помещения разделить можно. В теплом – балдахин, из шкур пошитый, он тепло сохраняет. А в холодной части еду готовят, делами по хозяйству занимаются.
В этих жилицах хорошие хозяева умудряются вполне комфортный быт организовать. Молодежь, которая в школах-интернатах проводит свое время, не особенно стремится от цивилизации отрываться в угоду традиции. Но такие желающие все же находятся. Оттого и сохраняется пока еще древняя культура, старинное традиционное хозяйство.
Старые погосты лопарей исчезли со временем. Живут теперь саамы в стандартных домах и охотно пользуются техническими приспособлениями.
Малодворные карельские деревни кое-где еще сохранились. Холодный климат вынуждал строить из леса, которого было предостаточно настоящие комплексы, когда одной крышей объединены дом с двором. У каждого хозяйства своя банька имелась, что по-черному топилась.
Почему исчезают народы севера
Коренные народы как правило малочисленны. Им сложно сохранять самобытность. Пока живо их традиционное хозяйство, жив и народ. Есть у них своя интеллигенция. И уделяют они немалое внимание сохранению национальной культуры… из своих уютных комфортных городских условий. Все больше отделяются они от той земли, на которой жили и трудились предки.